В социально-реабилитационный центр «Солнышко» поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет, имеющие трудности в социальной адаптации, оставшиеся без попечения родителей, оказавшихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Большинство воспитанников проживало в семьях группы риска, находилось в неблагополучной социальной среде. Сложная жизненная ситуация, которую пришлось пережить этим детям, нарушение детско-родительских отношений являются основаниями для возникновения нарушений во всех сферах развития: эмоционально-волевой, коммуникативной, когнитивно-познавательной. Для большинства детей характерны: эмоциональная неустойчивость, непринятие себя, ощущение неуверенности, неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, наличие выраженных страхов, трудностями во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, наличие конфликтов с окружающими, непринятие правил поведения, принятых в обществе. Все эти факторы затрудняют адекватную адаптацию, могут привести к негативной социализации и к дезадаптации данной категории детей.
Мы считаем, что в основе многих их вышеперечисленных нарушений лежит неудовлетворённость базовых потребностей детей в безопасности, принятии, уважении и признании. Большинство детей, проживающих в неблагополучных семьях, из-за пренебрежение родителями их нуждами, чувствуют себя отвергнутыми и ненужными. Таким образом, у ребёнка нарушается базовое право – «право быть».
Ощущение «Я есть. Я имею право быть» является базовым в жизни любого человека и формируется с самого рождения. Нарушение этого права приводит к отсутствию у ребёнка представления о себе, своём месте в семье и обществе, неуверенности в себе, трудностям с установлением личных границ и ощущением границ другого.
По нашему мнению, одним из способов восстановить у ребёнка «право быть» является празднование его Дня Рождения. Это позволит ему ощутить свою уникальность и значимость. Ведь День Рождения – особенный, индивидуальный праздник, день, когда человека поздравляют с тем, что он появился в этом мире. Согласно давней традиции, всё внимание в этот день обращено только на именинника.
Часто мы сталкиваемся с тем, что в учреждениях есть традиция проведения праздника «Дня именинников», в процессе которого поздравляют с Днём Рождения нескольких детей, родившихся в этом месяце. Мы же считаем, что очень важно, чтобы празднование совпадало с днём рождения ребёнка, потому что именно в этот день ребёнок ждёт чуда, осуществления всех своих желаний. Персональное празднование Дня Рождения является проявлением внимания, демонстрации уважения к ребёнку, как к личности, и доказательством любви.
Правильно и интересно организованное празднование Дня Рождения предоставляет ребёнку возможность получить и проявить позитивные чувства, способствует формированию эмоционального благополучия. Составляющими эмоционального благополучия являются чувство уверенности, защищённости, положительное восприятие себя окружающими, одобрение и признание другими.
Возникает вопрос как же правильно всё организовать? Прежде всего, необходимо составить сценарий праздника, сюжет которого должен отталкиваться от интересов и увлечений ребёнка. Так например, в нашем учреждении для любителя футбола устраивался квест со спортивной тематикой; для ребёнка, увлекающегося катанием на коньках, в сценарий праздника включалось посещение катка; для любителей музыки и танцев организовывалась дискотека; маленькая любительница сладостей смогла побывать в собственном королевстве конфет и даже стать его королевой; а юноша с необычным интересом и любовью к шляпам стал частью модного показа различных головных уборов и поучаствовал в необычных играх с применением шляпы.
Часть сценария (которая не является сюрпризным моментом) должна совместно разрабатываться и согласоваться с именинником. Это даст ему возможность ощутить контроль над ситуацией, выразить свои желания и почувствовать себя услышанным. Ребёнок может принимать участие в накрытии праздничного стала, приготовлении развлечений и сюрпризов для гостей. Более взрослые воспитанники могут придумать самостоятельно или подобрать совместно со взрослым групповые игры, подготовить музыкальное сопровождение, в соответствии со своими интересами и способностями организовать выступление перед гостями (спеть песню, станцевать танец, показать мастер класс по одному из видов творческой или спортивной деятельности). Вовлекая ребёнка в процесс подготовки и проведения праздника, мы предоставляем ему возможность проявить свои способности, раскрыть таланты, воспитать ответственность, умение взаимодействовать и договариваться с окружающими.
Стоит обратить внимание на то, что групповые игры, используемые для праздника, играют важную роль. При их подборе, необходимо учитывать, что игра может быть направлена на снижение эмоционального напряжения, снятие внутренних зажимов, проявление спонтанности, повышение уверенности себе, развитие творческого потенциала и познавательных процессов, развитие эмпатии и навыков взаимодействия с окружающими, сплочение коллектива и формирование позитивной атмосферы. Приведём несколько примеров таких игр, проводимых на Дне Рождения, детей младшего школьного и подросткового возраста: «Крокодил», «Правда или действие», «Угадай кто», «Это или то», «Ассоциации», «Путаница», «Твистер», «Фанты», «Нелепица», «Шляпа», «Делай как я», «Мафия», «Два факта, одна ложь» и др.
Огромное значение празднование Дня Рождения имеет не только для именинника, но и для других детей, участвующих в организации этого события. Во время подготовки и в процессе самого праздника дети имеют возможность самореализоваться: показать свои способности, таланты, умения, подчеркнуть свою индивидуальность. Творческие способности ребят всегда проявляются в подготовке подарка: рисование открыток, плакатов; создание коллажа из фотографий именинника и вырезок из журналов; создание подделок. В качестве подарка также может выступать творческий номер (песня, танец) или проведение мастер класса по любой тематике. В процессе подготовки, безусловно, развиваются организаторские и коммуникативные способности воспитанников. Очень важным, на наш взгляд, является и предоставление детям возможности выразить положительное отношение к другому, учиться радоваться чужому счастью и самим создавать условиях для положительных эмоций окружающих.
За предыдущий год в нашем центре было организовано и проведено День Рождение 26 детям. Большая часть воспитанников впервые праздновала свой День Рождения таким образом: с предварительной подготовкой, интересным сценарием, совместными играми, сюрпризами и подарками. Многие дети были приятно удивлены, что праздник не ограничивается застольем, а включает в себя творческую деятельность, любимые занятия и интересные поздравления.