В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.
Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.
Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;
• в проявлении упрямства;
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;
• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение – (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это такое психическое состояние, которое характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему.
Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами.
В своей работе я реализую следующие здоровьесберегаельные технологии, направленные на снижение психоэмоционального напряжения детей:
1. Дыхательная гимнастика
Всем нам известно, что дыхание – это жизнь. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильно выполненные дыхательные упражнения улучшают кровообращение организма, развивают самоконтроль и произвольность. Дыхательная гимнастика не только улучшает жизненные ритмы, но и повышает энергетическое обеспечение деятельности мозга, и, что не мало важно успокаивают ребенка, снимают стрессы и т.д.
Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшению чувства тревоги и общей релаксации.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.
На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз. А для того чтобы они увидели свое дыхание им можно предложить дуть на птичье перышко, подвешенное на ниточке.
Для выполнения дыхательных упражнений нужно соблюдать три основных правила:
• Во время дыхательных упражнений необходимо научить детей дышать животом для того, чтобы заставить двигаться диафрагму.
• Дыхательные упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом - пауза 2-3 сек. – вдох животом – пауза 2-3 сек.
• Дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2-3 минут за один прием.
2. Релаксация – занятия по снятию психоэмоционального напряжения и обучению приемам саморегуляции. Цель релаксационных упражнений: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения. Эти упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье .
Релаксация может происходить через образы, которые должны быть позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы. Такой метод релаксации называется «Сенсорная репродукция образов» и заключается в расслаблении с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Сенсорная репродукция образов может использоваться как самостоятельная методика. При одном из вариантов сеансов ребёнок сидит в удобной позе и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на прогулке в лесу).
При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты, тяжести), возникающих в различных частях тела под воздействием воображаемой ситуации.
Например, для расслабления можно использовать следующие образы:
• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело.
• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость.
• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.
3. Игротерапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что психолог использует терапевтическое, лечебное воздействие игры, чтобы тем самым содействовать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии включает в себя выполнение группой / отдельным ребенком специальных упражнений, предполагающих и стимулирующих вербальное (выраженные словами) и невербальное (бессловесные) общение, игровое проживание ситуационных задач. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка. Этот прием важен для детей, которые испытывают страхи перед коллективом детей, перед учителем, не могут наладить отношения со сверстниками.
4. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Особое значение М.И. Чистякова придает положительным эмоциям ,поэтому все этюды и игры в содержании психогимнастики включают эмоции радости.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Занятия с применением психогимнастики строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз:
1. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
4. Фаза психомышечной тренировки. Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
Таким образом, каждая из представленных технологий направлена на сохранение психического здоровья детей, способствуя формированию эмоционального благополучия и снижению уровня психоэмоционального напряжения.
Список литературы:
1. Джекобсон, Э. Прогрессирующая релаксация [Текст] / Э. Джекобсон 1929.
2. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О.А. Карабанова – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.
3. Лебединский, В.В., Никольская, О.С. Эмоциональные нарушения и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская – М.: Издательство МГУ, 1990.
4. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой", 2007.