Памятка по запуску речи у детей с ОВЗ
У детей с ОВЗ зачастую отмечаются речевые нарушения, а в некоторых случаях речь может отсутствовать полностью.
К причинам речевых нарушений можно отнести недостаточно развитый речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения этих проблем существует большой арсенал развивающих методик, игр и упражнений.
1.Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
-Дуем на свечи, пёрышки, кусочки бумажной салфетки, ваты и т. д.
-Дуем на пособия - бумажные бабочки, тучки, снежинки.
-Дуем через трубочку в бутылку с водой.
2.Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:
Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, мычим как корова
Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?"
- «Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
3.Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи:
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов;
- Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «на!» «дай!»;
- Танцы с простейшими словами, дублирующими движениями.
4.Пальчиковые игры и пальчиковый массаж.
5.Игры на развитие слухового восприятия:
Угадай, что звучит.
Жмурки
В какой руке звучало
Быстро-медленно
Громко-тихо и т. д.