Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы. Дети в сенсорной комнате не подвергаются никаким давлениям извне и ощущают себя в защищенности и безопасности, что в свою очередь способствует развитию всех органов чувств, психических процессов, а также помогает снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Такой инструмент, как сенсорная комната - это комплексный и универсальный инструмент в работе специалистов социально-психологической реабилитации. Занятия в данной комнате призваны решать многие проблемы. Принципы работы, в пространстве данного помещения, базируются на спокойной и контролируемой деятельности, по созданию универсальной среды, чтобы стимулировать и вдохновлять положительными ощущениями, активировать или вносить разнообразие в сенсорный опыт человека, улучшать физические и социальные навыки, стимулировать общение и взаимодействие, и развивать способность чувствовать свое тело.
Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями.
Программы работы в среде сенсорной комнаты, так же, могут меняться в зависимости от вида самой комнаты. Так, например, программа занятий специалистов «ГБУ ОСРЦН «Золотой колос» в темной сенсорной комнате «Планета спокойствия», представляет собой модифицированный психологический тренинг, включающий элементы активной нервно-мышечной релаксации, идеомоторной релаксации, аутогенной тренировки, медитаций и фантазийной релаксации.
Занятия в тёмной сенсорной комнате позволяют:
1. восстановить энергоресурсы человека при любых видах усталости;
2. обучить саморегуляции состояния;
3. оживить сенсорный, эмоциональный и этический опыт;
4. снять психологическую напряженность и, как следствие, повысить уровень творческой активности;
5. сформировать положительную установку на преодоление стрессовых ситуаций.
6. погрузиться в релаксационное состояние путем расслабления мышц всего тела.
В светлой сенсорной комнате реализуется работа по программе «Живительный источник». В рамках занятий, по данной программе, осуществляются следующие виды деятельности:
1. ситуативная саморегуляция или креативное замещение, создание в воображении ситуативных замещающих образов или ситуаций в основном положительно для усиления релаксационных эффектов.
2. принцип "креативного замещения" присутствует во всех играх детей "понарошку" и позволяет детям активном методом обучаться и развивать сенсорику, эмоциональную сферу, формировать этические принципы.
3. тренинг расширения репрезентативной системы человека, т.e. тренировка перевода с языка одной системы на язык другой, например, с языка слуховых образов на язык обонятельных я т.д.
4. идеомоторная тренировка или мысленное воссоздание мышечных ощущений, возникающих в ситуациях креативного замещения.
Таким образом, занятия в рекреационной среде сенсорной комнаты позволяют сформировать и закрепить условно-рефлекторную связь между ceнсорным образом и определенным психический состоянием, снизить тревожность, скорректировать влияние и последствия детских обид, страхов, фрустраций, мешающих ее гармоничному существованию.
Подготовил педагог- психолог Артём Лисов