Развитие ребенка тесно связано с внутренним миром его чувств и переживаний. От адекватного восприятия реальной действительности зависит душевное и эмоциональное благополучие человека. Конфликтные ситуации, происходящие в семье, травмируют личность ребенка, следовательно, актуальным становится вопрос эмоционального неблагополучия несовершеннолетних. Эмоциональные проявления, особенности эмоциональной сферы на разных этапах развития несовершеннолетнего в значительной мере определяются взаимодействием с ним взрослого. При нарушении взаимоотношений несовершеннолетнего с родителями и значимыми взрослыми могут проявляться неуверенность, тревожность, переживание одиночества и т.д. Достижение успеха во многом связано с наличием умений взаимодействовать с окружающими людьми, принимать решения, адекватность сложившейся ситуации. Особенно важно формирование таких умений, а также эмоционального благополучия у несовершеннолетних «группы риска». Дети данной категории являются социально неадаптированными к тем условиям существования, которые складываются в обществе. Они нуждаются в помощи, направленной на изменение сложной ситуации, в которой оказались, на уменьшение их социальных, психологических и педагогических проблем.

Понятие категории детей «группы риска» сегодня не мене актуально. Это несовершеннолетние, для которых социальная среда и особенности поведения являются факторами риска для их полноценного развития. Для создания комфортной среды и психологического благополучия несовершеннолетних данной категории важна психолого-педагогическая поддержка. В работе с детьми  «группы риска» эффективным является использование арт-терапии как метода, который способствует снижению тревожности, повышению уверенности в себе, развитию инициативы и формированию более активной жизненной позиции.

На данный момент существует множество видов арт-терапии, которые в широком понимании состоят из: арт-терапии (визуальные виды искусства), изотерапии (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапии (лечебное воздействие чтением), иммаготерапии (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапии (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапии (лечение пением), кинезитерапии (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями), песочной терапии (снятие агрессии посредством песка), фототерапии (воздействие через фотографии), маскотерапии (воздействие на личность через примерку на себя различных масок и ролей), кинотерапии (лечение посредством киноискусства) и многие другие.

 

Использование арт-терапии как метода  работы с несовершеннолетними «группы риска» позволяет понять их психологические проблемы, так как арт-терапия находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, вследствие чего добавляет уверенности и жизненного опыта детям. Основная цель арт-терапии в социальной работе с несовершеннолетними состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

 Информацию подготовила педагог- психолог Ирина Костылева

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст