Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Здравствуйте, Уважаемые Родители! Сегодня мы снова встречаемся с вами на сайте ГБУ «ОРЦДПОВ г.Дзержинска» в рубрике«Родительские Университеты» - «Особенные Игры для Особенных детей».

Мы продолжим наш разговор, посвященный особенностям развития игровой деятельности у детей с расстройствами аутического спектра разных возрастов. Исходя из особенностей развития эмоционально-волевой сферы и навыков общения нужно помнить, что дети - аутисты чаще всего играют: - в игры с водой; - хороводные игры; -игры с мыльными пузырями; - игры на мелкую моторику. Играя с ребёнком-аутистом, родители должны действовать в четырёх основных направлениях: -Повышать Самооценку (упражнение «За что меня любит мама», «Похвалялки»); коммуникации; -Обучать способам развития социального общения (словесные игры и поведенческие игры, конструкторские игры, игры в маленьких группах детей); -Снимать эмоциональное и мышечное напряжение (игры с песком, рисование, лепка, массаж, музыка, движение, театр, элементы арт-терапии; - Отрабатывать навыки владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры). Следует помнить, что очень часто показатели «календарного» и «биологического» возраста -не совпадают. В таком случае следует «понижать» или «повышать»» «возрастную планку», в зависимости от уровня развития Вашего ребёнка. Остановимся же более подробно на играх каждого возрастного периода. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Ранний и младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для развития сенсорики. Всё, что окружает вашего ребёнка: цвета, звуки, запахи, контрастные вкусовые, осязательные ощущения, развитие мелкой и общей моторики – всё это в комплексе и является «Фундаментом» развития всей дальнейшей мыслительной деятельности… Какими же должны быть игры для детей-аутистов, чтобы «Фундамент Нашего Дома» стал надёжным и прочным? Игры с аутичным ребёнком в возрасте от 1 года до 4 лет могут включать в себя: - взаимодействие с сыпучими продуктами… Большой пластиковый таз или ванночка наполняется рисом, сухой фасолью, мелкими каштанами или шариками, а затем туда закапывается небольшая игрушка. Суть заключается в том, что ребёнок должен доставать игрушки, одновременно приобретая полезный осязательный опыт от погружения рук в фасоль; - выдувание пузырей Если малыш пока ещё не может подуть сам, пусть он помогает вам открывать пузырёк с мыльным раствором и погружать в него колечко – так можно помочь ребёнку осознать понятие «по очереди» и научиться действовать «в паре» с другим человеком. - пальчиковое рисование Аутичные дети не всегда любят «пачкать» ручки, но попытаться привить ребёнку интерес к этой забаве всё же стоит. Пальчиками, вымазанными в краске, можно создавать узоры и просто кляксы на стенах ванной, одновременно знакомясь с различными цветами и получая новые ощущения от краски на коже. Дошкольника от 4 до 6 лет стоит попытаться заинтересовать ролевыми играми, поскольку абсолютное большинство детей с РАС демонстрируют задержку в развитии навыка «ролёвок». Играйте с ребёнком: - «в медвежат» или «тигрят»,«ревя друг на друга» и отыскивая, спрятанный в «укромных уголках» или «где-нибудь» ещё лакомства… - «в дорогу», загружая поезда грузами, сажая на них пассажиров и перевозя их в пункты назначения; - « в больничку Айболита», леча игрушечных зверей уколами, каплями в глазки, ушки и носики, «перевязками лап», «приёмом лекарств»; - «в школу» или «детский сад», где ребёнок может быть как « учителем» или «воспитателем», так и « учеником» - это хорошо тренирует навыки общения. Не забывайте, уважаемые родители, что « Игра – это Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте!» ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Когда ребёнок аутического спектра достигает школьного возраста, игры должны развивать: -навыки социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более лёгким и помочь ребёнку влиться в детский коллектив; -моторные навыки, чтобы не допустить нарастания отставания от сверстников. Вы можете поиграть со своим ребёнком школьного возраста: -«в шпиона»: Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребёнок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним 2-5 разных предметов, а затем опишите один из них и попросите показать его; -«нарисуй моё лицо»: -Нарисуйте на бумаге овал, а затем мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость, грусть и т.д. -Предложите ребёнку на бумаге запечатлеть эту эмоцию; -«в кукольный театр»: Игрушки участвуют в сценках «о школе», «магазине» и других знакомых ситуациях «из жизни». Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребёнка, закреплённые на вертикальных фигурках -это сделает «Его Мир»- более реальным. «Отгораживание» ребёнка-аутиста от мира- можно восстановить при помощи игр, направленных на развитие общения. Для неговорящих детей обязательно надо включать в игры логопедические элементы. Прекрасным развивающим развлечением для младших школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите весёлую мелодию с чётким ритмом и предложите ребёнку потанцевать вместе, показывая ему разные движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой и, конечно же, с Любимой Игрушкой! Уважаемые Родители! Надеемся, Наши Советы по развитию игровой деятельности Вашего Ребёнка будут для вас полезными! В следующей нашей беседе на сайте в рубрике «Родительские Университеты» - «Особенные игры для Особенныхдетей» мы познакомим Вас с самыми интересными и разнообразными играми для «солнечных детей»! До Новых Встреч!

ФотоФото
img
img
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст