Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Прежде чем приступить к обучению, необходимо провести предварительную диагностику уже полученных умений и имеющихся дефицитов. Только с учетом полученной информации можно составить план действий в этом направлении.
Жизненные компетенции (навыки) можно достаточно условно распределить по нескольким сферам жизнедеятельности человека.
· Навыки, необходимые для самообслуживания. Для детей с низким уровнем функционирования формирование этих компетенций зачастую становится основной целью обучения. Но и дети с высокофункциональным аутизмом, часто демонстрируют определенные проблемы в этой сфере.
· Навыки личной безопасности. Соблюдение правил безопасного поведения необходимо всем детям с РАС для успешной реализации самостоятельности в быту и социуме.
· Способность принимать решения в нестандартной ситуации. Специалисты, вместе с родителями должны проанализировать и выделить конкретные ситуации, с которыми может столкнуться ребенок с наибольшей вероятностью. И сформировать правильные навыки поведения конкретно для каждой из них.
· Умение ребенка самостоятельно занимать себя дома во время досуга, является важным для освоения.
· Компетенции, необходимые для взаимодействия с другими людьми и доступа к общественным ресурсам. Ранние социальные навыки связаны с взаимодействием с взрослым, позже ребенок начинает интересоваться сверстниками и взаимодействовать с ними. Нарушения социального взаимодействия, встречающиеся у всех детей с РАС, могут понизить качество их жизни и требуют внимательной проработки.
· Способность контролировать проявление своих чувств, очень важный момент для посещения общественных мест.
· Компетенции, необходимые для интеграции в школьную среду. Выполнение инструкций, в том числе фронтальных, соблюдение правил, принятых в классе, способность самостоятельно выполнять задание до конца, бережно относиться к своему и чужому имуществу и многое другое необходимо для успешной интеграции ребенка с РАС в школу.
· Ранние компетенции, необходимые для выбора профессии и будущего трудоустройства. К ним относят: интерес к различным профессиям, понимание функции денег, адекватная реакция на неудачу и пр.
После объективной оценки умений и пробелов нужно составить индивидуальную программу формирования жизненных компетенций с четко обозначенными целями. Целей должно быть не более трех-четырех. Если навык сложен для освоения, его следует разбить на более мелкие составляющие части (действия, операции), включить их в программу обучения и провести оценку каждого из них. Навык, который будет сформирован, должен сразу же использоваться ребенком в повседневной жизни. Способность использовать навык в разных ситуациях и с разными людьми является важным критерием оценки его сформированности.
Благодаря приобретенным навыкам, ребенок станет более самостоятельным и независимым, а его жизнь – безопаснее, разнообразнее и интересней. Появиться более широкий доступ к обучению, к общественным ресурсам и работе, участию в развлекательных и досуговых мероприятиях.
С использованием материалов методического пособия МГППУ,
Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения
детей с РАС, «Формирование жизненных компетенций
у обучающихся с РАС», 2016г.
Донорство крови — это добровольная сдача крови и ее компонентов для медицинских целей. Само слово происходит от латинского «donare» – дарить.
На данный момент в России существует острая нехватка донорской крови и ее компонентов. Донорская кровь крайне необходима больным гемофилией, онкологическими заболеваниями, а также после серьезных аварий и катастроф. Согласно данным статистики каждый третий житель Земли хотя бы один раз нуждался в переливании крови.
Несмотря на многочисленные плюсы искусственной крови, такие как отсутствие возможности заражения вирусной инфекцией, полная совместимость с различными группами крови при переливании, легкость хранения, все они перекрываются двумя значительными минусами: высокая токсичность и дороговизна производства. Эти факторы не позволяют внедрить искусственные препараты крови в массовое производство и именно поэтому так ценна донорская цельная кровь и ее различные компоненты.
Сама процедура сдачи цельной крови занимает около 15 минут, поэтому можно попробовать отпроситься у начальства на некоторое время в начале дня. Также в случае прохождения процедуры донации всем донорам выдается справка на оплачиваемые выходные в день донации и на следующий день, воспользоваться которыми можно по желанию.
Существует деление на временный отвод от сдачи крови и постоянный, так называемое абсолютное противопоказание.
После сдачи крови лавное не делать резких движений! Ваш организм испытывает стресс, вы можете ощущать головокружение и слабость. После донации лучше всего полежать минут 10-15 с приподнятыми ногами, чтобы увеличить приток крови в верхнюю часть тела. Наложенную на место забора крови повязку лучше всего не снимать 3-4 часа, так у Вас с меньшей вероятностью образуется синяк. Избегайте тяжелых физических нагрузок и занятий спортом. В ближайшие несколько дней пейте много жидкости, не меньше 2 литров в день. От алкоголя стоит отказаться на ближайшие пару дней. Не курите 2-3 часа после донации.
Минимальное время между донациями – 60 дней, то есть кровь сдавать можно раз в два месяца, но есть и ограничения: для женщин – 4 раза в год, для мужчин – 5 раз. В случае сдачи компонентов крови, интервал между донациями снижается до 14 дней для плазмы и тромбоцитов, но не более 20 плазмодач и не более 10 тромбоцитаферезов.
Считается что для нормального обеспечения кровью и ее компонентами всех больных необходимо не менее 40 доноров на 1000 человек.
Для популяризации донорства используются различные методы социально поддержки. Например, денежные выплаты за донации или присвоение звания «Почетный донор России», которое дает множество льгот за безвозмездные сдачи крови и ее компонентов.
Также для привлечения внимания к донорству на Всемирной ассамблее в Женеве был учрежден Всемирный день донорства – 14 июня.
Специалист по социальной работе ОППП Сорокина К.В.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский медицинский научно-производственный центр «Росплазма» «Федерального медико-биологического агентства» осуществляет работу по развитию добровольного движения доноров. Идея добровольного донорства позиционируется как проявление акта милосердия, социальной ответственности и стремления человека к здоровому образу жизни. В связи с напряженной эпидемиологической обстановкой количество активных доноров снизилось. Именно поэтому Центр «Росплазма» просит оказать содействие в привлечении доноров плазмы и распространении информации о донорском центре в социальных сетях.
Донор, сдавший плазму крови в Учреждениях, несет надежду и здоровье десяткам людей. Каждый донор ценен, каждый донор важен! Для получения подробной информации Вы можете связаться с заведующей филиалом - врачом-трансфузиологом Дадоян Евгенией Генриховной, тел 8-960-178-27-69.
Принцип доступности социальной помощи является основным в институте социального обслуживания. Это значит, что каждый нуждающийся в соц. помощи гражданин, вправе обратиться в социальные службы и получить необходимую помощь без каких-либо препятствий. При этом социальные службы должны обеспечить полную доступность обращения и получения этой помощи, особенно для лиц с ограниченными возможностями.
Наш город, страна и весь мир столкнулись с новыми реалиями. Нам приходится менять планы, переносить мероприятия, отказываться от встреч с близкими. Психологическая напряженность в семьях, особенно в социально незащищенных, усиливается на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Социальная значимость данной проблемы понятна каждому из нас. Поэтому важно стало разработать и внедрить механизм оказания дистанционной помощи. Это возможность, не выходя из дома, продолжить получать педагогическую, психологическую помощь и поддержку семьи.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой и в соответствии с приказом МСП НО № 22 от 31.01.2022г нашему учреждению пришлось перевести социальное обслуживание в дистанционный формат до особого распоряжения. Но деятельность Центра продолжается.
В работе со всеми гражданами необходим особый подход, важно учитывать индивидуальные, психологические и физиологические особенности, грамотно находить и использовать подход индивидуально к каждому ребёнку.
При реализации дистанционных мероприятий используются следующие этапы:
· Организация процесса (информирование, координирование, инструктирование, консультирование, планирование).
· Диагностика (опрос, тестирование, анкетирование).
· Практика (практическое занятие, консультация, беседа, эмоциональное воздействие, метод примера, поощрение, подбадривание, поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций, игровые методы, информационно-коммуникативный метод, онлайн-консультирование).
· Анализ (мониторинг, анализ проведенных мероприятий).
Педагоги заняты работой с ребятами при помощи информационных технологий: проводят психологические он-лайн-консультации, готовят он-лайн-занятия, презентации, видео-уроки по реабилитации и организации досуга в домашних условиях. Специалисты продолжают работу с населением, только дистанционно. Ведется методическая работа.
Специалист по социальной работе Сорокина К.В.
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается детей с типичным развитием, и детей с расстройствами аутистического спектра.
Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС.
Аутизм – это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека.
Расстройства аутистического спектра представляют собой неоднородную группу. Выделяют несколько траекторий развития, характерных для детей, страдающих аутизмом.
Часть детей демонстрируют низкий уровень функционирования уже в раннем возрасте и в дальнейшем достаточно медленно продвигаются в своем развитии. Другая группа характеризуется более высоким стартом и значительной скоростью продвижения
Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни, что предполагает, в частности: повышение уровня самостоятельности, возможность устанавливать социальные отношения, возможность учиться и работать, доступ к активному отдыху и досугу.
Для повышения качества жизни людей с РАС необходимы два взаимодополняющих направления в работе. С одной стороны, работа должна быть направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик и пр.), которые препятствуют социализации. Поскольку во многих случаях далеко не все навыки, необходимые для независимого функционирования, могут быть сформированы, следует создавать специальные условия или среду, которая позволит компенсировать отсутствующие навыки. Наличие таких условий обеспечивает достаточно высокое качество
жизни даже при низком уровне функционирования человека. Чем больше навыков удается сформировать, тем менее жесткими становятся требования к среде, и тем больше открывается возможностей существовать в социуме, а значит, получать доступ к образованию, досугу и работе.
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают так называемые жизненные навыки, или жизненные компетенции.
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации.
Таким образом, формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребенка с РАС.
Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным программам– одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять
требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования и продвигается в области формирования жизненных компетенций. Так, например, при
оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с РАС, относятся: осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающимися содержания
всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий; практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся; организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых)
учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.
Из методического пособия МГППУ, Федерального ресурсного центра по
организации комплексного сопровождения детей с РАС,
«Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС», 2016 г.