Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Положение об отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение)

1. Общие положения 

1.1.Настоящее Положение определяет порядок деятельности отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (далее – стационарное отделение), являющегося структурным подразделением ГБУ «СРЦН «Вера» Московского района г. Нижнего Новгорода» (далее – учреждение) и регламентирует организацию деятельности в стационарном отделении, в том числе образовательную деятельность.

1.2.Стационарное отделение предназначено для:

  • временного проживания несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении  с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия в соответствии с утвержденными нормативами;
  • предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним с учетом их индивидуальных потребностей, в условиях круглосуточного пребывания в учреждении;
  • организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам.

1.3. Деятельность стационарного отделения контролирует директор учреждения и заместитель директора.

1.4.Непосредственное руководство стационарным отделением осуществляет заведующий, который организует воспитательный и социально-реабилитационный процесс.

1.5. Стационарное отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения, а также с органами и учреждениями образования, здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественными и другими организациями.

1.6. В своей деятельности специалисты стационарного отделения руководствуются:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным Законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Приказом Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области»;
  • иными нормативными правовыми актами в сфере социального обслуживания, образования, защиты прав и законных интересов ребенка, Уставом учреждения, настоящим Положением, должностной инструкцией. 

2. Цели и задачи стационарного отделения 

1. Основными целями деятельности стационарного отделения являются:

1.1. социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально-опасном положении;

1.2.   профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

1.3.   улучшение условий жизнедеятельности несовершеннолетних;

1.4. организация дополнительного образования несовершеннолетних как целенаправленного процесса воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Задачи стационарного отделения:

  • социальное обслуживание несовершеннолетних, с учетом их индивидуальных потребностей;
  • мобилизация внешних и внутренних ресурсов семьи в преодолении трудной жизненной ситуации через совместную деятельность родителей (законных представителей) со специалистами учреждения;
  • организация и осуществление образовательной деятельности с несовершеннолетними с учетом их потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, времени пребывания в учреждении

3. Основные направления деятельности стационарного отделения 

3.1.Прием и размещение несовершеннолетних из приемного отделения по возрастным реабилитационным группам;

3.2.Адаптация несовершеннолетних к новым условиям пребывания;

3.3.Организация всестороннего развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей;

3.4.Воспитание детей осуществляется  по следующим направлениям:

  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Патриотическое воспитание;
  • Трудовое воспитание.
  • Экологическое воспитание
  • Физкультурно-оздоровительное

3.5. Проведение социальной, психологической и педагогической диагностик, с целью дальнейшей разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, осуществление контроля за их реализацией, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3.6. Разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности, восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;

3.7. Мониторинг динамики реабилитационного процесса несовершеннолетних;

3.8. Организация досуга и отдыха несовершеннолетних (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных праздников, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;

3.9. Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам);

3.10. Предоставление возможности в период пребывания в учреждении посещения общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования (секции, кружки, студии, иные объединения по интересам);

3.11. Оказание помощи в обучении детей по школьным программам (контроль за выполнением и проверка домашнего задания);

3.12. Оказание психологической (психолого-педагогической) помощи несовершеннолетним;

3.13. Осуществление мероприятий для возвращения ребенка в кровную семью: консультации, беседы с родителями (законными представителями) и др.;

3.14. Оказание содействия дальнейшему жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, максимально отвечающего потребностям ребенка;

3.15.Восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

3.16. Работа социального консилиума специалистов;

3.17. Осуществление межведомственного взаимодействия по профессиональной деятельности;

3.18. Ведение отчетной документации по деятельности стационарного отделения. 

4. Условия и порядок социального обслуживания в стационарном отделении 

4.1.В стационарное отделение несовершеннолетние переводятся из приемного отделения учреждения.

4.2.При поступлении ребенка в стационарное отделении используются медицинские данные приемного отделения.

4.3.Социальное обслуживание несовершеннолетних осуществляется с учетом их индивидуальных потребностей, указанных в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетних.

4.4.Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним направлено на улучшение условий их жизнедеятельности.

4.5.Несовершеннолетним, находящимся в стационарном отделении, с учетом их индивидуальных потребностей, в соответствии с действующим стандартом социальных услуг стационарного социального обслуживания, предоставляются следующие виды социальных услуг:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности несовершеннолетних в быту;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния несовершеннолетних для адаптации в социальной среде;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности детей, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

4.6. Социальное обслуживание воспитанников осуществляется в условиях круглосуточного пребывания в учреждении на срок, установленный в индивидуальной программе социальной реабилитации каждого несовершеннолетнего.

По факту предоставления социальных услуг в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего делается отметка о выполнении.

4.7. Срок пребывания несовершеннолетних в стационарном отделении, а также их социальные проблемы и потребности, формы и методы работы с ними, оптимальные пути их дальнейшего жизнеустройства определяются на социальном консилиуме.

В случае необходимости по решению социального консилиума срок социального обслуживания несовершеннолетнего, установленный в его индивидуальной программе социальной реабилитации может быть продлен.

4.8. Несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении могут посещать родители (законные представители) и родственники, в установленное время или по согласованию с администрацией учреждения, с учетом режима дня воспитанников. Контакты несовершеннолетнего с родителями могут быть ограничены только по решению суда (лишение родительских прав) или при наличии оснований, что поведение родителя может угрожать причинением серьезного вреда ребенку либо другим детям в учреждении.

4.9. Не допускается содержание в стационарном отделении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками психического заболевания. В случае выявления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

4.10. Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, изымаются у несовершеннолетних в установленном порядке сотрудниками стационарного отделения, о чем составляется акт об изъятии предметов, запрещенных к хранению в учреждении.

4.11.  Снятие (отчисление) несовершеннолетнего с социального обслуживания в стационарном отделении осуществляется в следующих случаях:

  • окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации несовершеннолетнего в связи:
  • с завершением срока предоставления социальных услуг по договору о предоставлении социальных услуг, заключенным с законным представителем ребенка;
  • с решением или снижением остроты проблемы, лежащей в основе трудной жизненной ситуации, разрешением социально-опасного положения в семье, возвращением ребенка в кровную семью;
  • с дальнейшим жизнеустройством ребенка: передача несовершеннолетнего на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью либо в специализированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отказ несовершеннолетнего от социального обслуживания (в случае поступления несовершеннолетнего в учреждение по личному заявлению) или отказ родителей (законных представителей) от социального обслуживания, в том числе на определенный срок, (в случае поступления несовершеннолетнего в учреждение по личному заявлению родителей (законных представителей)): отказ оформляется в форме письменного заявления несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) на имя директора учреждения.
  • возникновение у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в стационарной форме, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации.

4.12. Решение о снятии с социального обслуживания несовершеннолетнего принимается на заседании социального консилиума и оформляется приказом директора учреждения с внесением соответствующей записи в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего. 

5. Организация образовательной деятельности в стационарном отделении  (дополнительное образование) 

5.1. Для воспитанников учреждения, находящихся на социальном обслуживании в стационарном отделении, организуется образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам (далее -  дополнительные программы).

5.2. Целью дополнительного образования является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников.

5.3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются воспитанники Учреждения (несовершеннолетние воспитанники в возрасте от 3-х до 18-ти лет, получающие социальное обслуживание в Учреждении в стационарной  форме), изъявившие желание, кроме социальных услуг, получать образовательные услуги. При зачислении в группы дополнительного образования Учреждения они становятся обучающимися.

5.4. Образовательная работа с воспитанниками, в Учреждении  организуется с учетом времени пребывания несовершеннолетних в Учреждении, возраста, уровня развития и степени их дезадаптации. Наполняемость групп, кружков, объединений дополнительного образования  устанавливается в  зависимости от числа желающих воспитанников (не менее 3 и не более  15 человек).

5.5.Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам с обучающимися  осуществляется  в течение учебного года (с сентября по май), включает каникулярный период .

5.6. Педагогический коллектив развивает и поддерживает контакты с другими  учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными  организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков

5.7. Организация и режим функционирования образовательного процесса, аттестация обучающихся, продолжительность и форма обучения определяются локальными   нормативными актами Учреждения.

5.8. Непосредственное руководство образовательным процессом осуществляет  заведующий отделением, который организует работу по осуществлению образовательной деятельности и несет ответственность за её результаты. 

6. Организация работы стационарного отделения

6.1. Стационарным отделением руководит заведующий, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности  приказом директора учреждения.

6.2. В стационарном отделении формируются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по возрасту.

6.3. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних в соответствии с утвержденным планом работы стационарного отделения.

6.4. В целях разработки и утверждения индивидуальных  программ социальной реабилитации, координации, оценки хода осуществления и контроля реализации реабилитационных мероприятий создается социальный консилиум.

6.5. В стационарном отделении создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующим эмоциональному, духовному, нравственному и физическому воспитанию и развитию детей.

6.6. Организация питания несовершеннолетних осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

6.7. В стационарном отделении выделяются помещения для отдыха, сна, питания, проведения гигиенических процедур, группового общения, самоподготовки к учебным занятиям, психолого-педагогических занятий, занятий по дополнительным образовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам), организации досуга в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СанПиН 2.4.3259-15).

6.8. Несовершеннолетние школьного возраста в обязательном порядке посещают образовательные организации.

6.9. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым директором учреждения, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

6.10. В стационарном отделении не допускается принуждение воспитанников к вступлению в общественные, религиозные организации и объединения, общественно политические движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

6.11. Специалисты стационарного отделения несут ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на них должностных обязанностей и обеспечивают охрану  жизни и здоровья воспитанника в течение срока пребывания в учреждении.

6.12. Специалисты отделения предоставляют отчеты о результатах своей деятельности за отчетный период (год).

6.13. Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних после завершения срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении приобщаются к личным делам и сдаются в архив учреждения.


Скачать графическую версию положения

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст