Статья на сайт: «Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок подростков в сенсорной комнате»
Психическое здоровье детей и подростков – актуальная проблема современности, особенно, когда речь идёт о детях–сиротах, лишённых родительской поддержки, накопивших негативный социальный опыт, которые отличаются ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным результатом вышеперечисленных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации воспитанников. В результате приобретённой социальной депривации возникают серьёзные нарушения личности. Ребятам, которые воспитываются в условиях реабилитационного центра, свойственны взрывы эмоций – бурная радость, гнев на фоне отсутствия глубоких устойчивых чувств. Общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью любви и внимания. При этом со временем устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка. В результате материнской депривации у детей–сирот отсутствует доверие к другим людям и к самому себе.
У наших подростков наблюдаются неустойчивость внимания, утомляемость, импульсивность поведения, трудности в освоении школьных навыков. Они нуждаются в упрощённых вопросах и инструкциях к заданиям. Также, у наших воспитанников преобладает холерический тип темперамента, а акцентуация характера – неустойчивая, эпилептоидная (крайняя раздражительность, ярость). У многих отмечается высокий уровень агрессивности. Такие подростки склонны к проявлению физической агрессии, озлоблены, грубы, вспыльчивы. Для них характерны аффективная взрывчатость, импульсивность.
Воздействие сенсорной комнаты направленно на поддержку и развитие внутренней сферы подростка, пребывание в которой позволяет почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без оценки и критики. Сенсорная комната как психопрофилактический метод способствует снятию психоэмоционального напряжения, нервного напряжения, агрессии, тревожности. Учёными установлено, что через 15–20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации, а это означает реальное сокращение времени на восстановление сил и работоспособности.
Показания к занятиям в сенсорной комнате:
ü Различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
ü Задержки психомоторного и речевого развития;
ü Адаптационные расстройства (при поступлении, в школу, смене места жительства и т.п.);
ü Явления нарушенного поведения (агрессивность, неусидчивость, импульсивность);
ü Нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);
ü Психосоматические заболевания;
ü Психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.
Таким образом, занятия способствует улучшению эмоционального состояния, позволяют снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы в условиях обогащённой мультисенсорной среды. Занятие направлено на создание ощущения безопасности и защищённости, положительного эмоционального фона, снижения беспокойства и агрессивности, снятия нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.
Педагог–психолог: Гранёва Марина Владимировна