Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

В настоящее время арт-технология рассматривается учеными (Б.Д. Карвасарский, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Н.Е. Щуркова) как средство прогрессивной педагогики, направленной на развитие и коррекцию психического здоровья ребёнка, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми.

Изотерапия представляет собой направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния человека.

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает человеку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию. Метод изотерапии не навязывает человеку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы, что способствует эффективности коррекционной работы.

В подростковом возрасте развитие эмоциональной сферы протекает очень бурно. Для неё характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Трудности и противоречия, связанные со становлением «Я-концепции» подростка, которые влияют на характер взаимодействия с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества среди толпы», зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии.

В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, «Арт-терапия» использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда подросток не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, подросток получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Возможности изобразительного искусства в кор-рекционной работе с подростками, связаны, прежде всего, с тем, что собственная изобразительная деятельность может стать для подростков источником новых позитивных переживаний, способствовать появлению творческих потребностей и предоставить возможности их удовлетворения в том или ином виде художественной практики. Также это возможность научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, сформировать навыки конструктивного общения, проявить себя социально-приемлемыми способами взаимодействия с окружающими людьми и сформировать будущую модель своего поведения.

Занятия в контексте изотерапии должны отвечать следующим принципам:

• Принцип самовыражения и спонтанности. Возможность выразить свои эмоции и переживания, что обеспечит ребенку гармонию с самим собой и окружающими.

• Принцип уникальности. Отсутствие жесткого образца и оценки «правильно - неправильно». Работа ребенка обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества, т. к. сохраняет переживания и чувства ребенка.

• Принцип сотворчества.Организация совместного творчества помогает приобрести целый комплекс навыков, способствующих эмоциональному благополучию ребенка в классе: признание и принятие другого, поддержка и доверие, взаимозависимость и групповая сплоченность.

• Принцип свободы выбора изобразительных материалов, вида и содержания творческой деятельности, темпа работы.

• Принцип добровольности. Соблюдается право ребёнка отказаться от выполнения некоторых заданий и коллективного обсуждения.

Изотерапия включает в себя четыре основных этапа:

1. Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. Для людей, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом.

2. Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно подросток безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.

3. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения. Работа, выполненная ребёнком, располагается в месте, где бы легко можно было бы на нее смотреть. Акт дистанцирования помогает человеку не только физически видеть, но и создает необходимую отстраненность от своего продукта творчества и видеть свою проблему как бы со стороны.

4. Четвертый этап: вербализация мыслей, чувств, возникших в результате рассматривания и анализирования своей творческой работы. Психолог предлагает подростку описать, что он увидел в своей работе. На этом этапе подросток учится анализировать свои мысли, эмоции и чувства

При использовании изотерапии в коррекционной работе с подростками некоторые ученые, например, такие как Карабанова О.А., Киселева М.В., Копытин А.И. предлагают использовать самые разнообразные приемы и техники работы. Рассмотрим некоторые предложенные ими техники работы с изобразительным искусством:

1. Упражнения на общую активизацию и развитие сенсомоторной сферы в процессе работы с разными изобразительными материалами. Для развития тактильного восприятия можно использовать в коррекционной работе лепку, пальчиковое рисование, рисование на песке и игру с водой. Так, например, при разминании кусков глины, можно предложить подросткам сосредоточить свое внимание ощущениях, затем совместно с подростком обсудить каковы его ощущения во время работы с материалом.

2. Предметно-тематические изображения. При использовании данной техники работы подросткам предлагается порисовать на свободные или же на заданные темы, в основой которых является человек, его взаимодействие с окружающим миром и людьми. С помощью такому рисования подросток может смоделировать действительность, формируя отношение к себе, к своей семье, и к группе. Он легче может воспринимать болезненные для себя образы и события прошлого и настоящего. В работе с подростками можно использовать темы, связанные с самовосприятием, а именно: «Мой герб», «Автопортрет в технике коллажа», «Моё любимое занятие», «Кем я стану», «Мой обычный день», «Я в школе/Я дома» и др.

3. Темы и упражнения образно-символического типа. Эта группа упражнений связана с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий и с выражением самых разнообразных переживаний, эмоциональных состояний и чувств: «Одиночество», «Три желания», «Остров счастья», «Добро», «Зло», «Удивление», «Надежда», «Самое весёлое» и др. Рисунки выполняются как абстрактными цветными картинами, так и беспорядочным распределением на листе бумаги геометрических фигур и линий – это все символизирует чувства ребенка, которые он пытается выразить и отобразить на бумаге. Использование таких заданий в работе с подростками позволяют им глубже осознать свои переживания и поделиться ими, а также создают условия для формирования позитивного отношения к себе и окружающим.

4. Совместное групповое рисование, работа в парах. Социальные навыки подростков и их коммуникативные возможности развивает эта форма работы с художественно-изобразительной деятельностью. Им предлагают всем вместе нарисовать один большой рисунок на большом листе бумаги, на доске или асфальте. Тематика рисования может быть различна, например, «Жизнь в школе», «Поход», «День рождения», «Мир вокруг нас» и т.п. К данной группе методов также относится работа по созданию масок и грима.

5. Рисование на основе направленной визуализации. Для развития визуализации в подростковом возрасте в работе можно использовать такие игры как «Море волнуется раз», «Живые скульптуры». С помощью арт-терапии школьники могут создать перцептивный (чувственный) образ на любую тематику. После чего самые яркие впечатления участникам предлагается перенести на лист бумаги в виде рисунка, аппликации и т.п.

6. Упражнения на освоение разнообразных способов преобразования материала и формирование позитивного отношения к художественным формам познания. В данной группе методов встречаются такие упражнения, как рисование пальчиками, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом, создание простейших форм и их уничтожение по типу игр «разрушение – строительство», диалог на бумаге с помощью линий и цветов и т. п.

7. Комбинированные техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами художественного творчества и самовыражения. В эту группу входят упражнения с использованием других методов коррекции таких, как музыкотерапия, танцевальная терапия и другие. Так сюда относится создание рисунков от прослушивания музыки, прослушивания музыкальных композиций, поэтических произведений, прослушивания звучания своего имени, танцевальной импровизации и т.д.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств социально приемлемым способом при помощи изотерапии, бесконечно.

Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. В работе с подростком важно использовать гибкие формы психокоррекционной работы, и изотерапия предоставляет им возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет подростку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои чувства, эмоции и мысли, освободиться от конфликтов и сильных отрицательных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисуя, подросток дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Таким образом, изотерапия обладает огромным терапевтическим потенциалом, является мощным средством самовыражения, помогающем осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств подростка.

Литература:

1. Арт-терапия - новые горизонты //Под ред. Копытина А.И. - М.: Когито-Центр, 2001.

2. Зеленкова, И. В. Изотерапия в работе с девиантными подростками / И. В. Зеленкова // Социосфера. – 2014. - № 2. – С. 108-111.

3. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе : учебное пособие / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 336 с.

4. Назарова З. Я. Изотерапия в коррекционной работе // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. Тамбов. 2013. С. 104 - 106.

5. Свиридова А.Н., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст