Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ В ШКОЛУ?

 

— «Я не пойду сегодня в школу, отстаньте!»

— «Ненавижу этих учителей!»

— «Я всё равно туда не дойду, можете даже не заставлять».

— «Лучше вообще из дома не выходить, чем идти туда».

 

Знакомо?

 

Родители часто ошибочно принимают это за лень.

Но на самом деле за таким поведением всегда стоит причина: тревога, усталость или серьёзные трудности, с которыми ребёнок/подросток пока не справляется.

 

Возможные причины:

? Эмоциональная: ребёнку тревожно, он не чувствует себя в безопасности.

? Учебная: трудно справляться с нагрузкой, есть пробелы в знаниях.

? Социальная: конфликты с одноклассниками, буллинг или сложности в общении.

? Семейная: напряжённая атмосфера дома, страх оставлять семью.

 

Что может помочь:

 

1. Выслушайте без оценок.

Даже если подросток отвечает агрессией или молчанием — дайте понять, что вы готовы услышать его, когда он будет готов говорить.

 

2. Разделите ответственность.

Не «давить сверху», а показать: «Ты не один, я готова искать выход вместе с тобой».

 

3. Снизьте давление.

Если отказы повторяются, дайте ребёнку передышку:

«Я вижу, что тебе тяжело. Сегодня можешь остаться дома, а вечером мы спокойно обсудим, что с этим делать».

 

4. Ищите союзников.

Подростку важно знать: в школе есть взрослый, к которому можно обратиться. Иногда этого достаточно, чтобы снизить тревогу.

 

5. Проверьте здоровье.

Жалобы на усталость, головную боль или проблемы со сном могут быть не оправданием, а сигналом организма.

 

6. Работайте с эмоциями.

Ребенку/подростку важно находить способы снять напряжение: спорт, музыка, прогулки или любое занятие, которое помогает «выдыхать».

 

? Отказ от школы — это не про упрямство. Это сигнал о том, что подростку трудно. И чем раньше родители увидят за словами «не хочу» настоящую проблему, тем быстрее удастся найти решение.

                                                                                                                                                                              Педагог-психолог В.Ю. Семенова

                                                                                                                                                                                     

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст