Период младшего школьного возраста является одним из важнейших и ответственных периодов в жизни человека, поскольку здесь начинают формироваться все необходимые для дальнейшего полноценного развития личности социальные и моральные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте происходит становление активизации характера и межличностного поведения.
Межличностные отношения занимают очень большое место в жизни детей младшего школьного возраста. Когда младший школьник активно взаимодействует со сверстниками, у него происходит формирование самооценки, навыков коммуникации и нравственного поведения, рефлексии, представлений о себе, окружающих и отношение к ним.
К тому же, необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте происходит и трансформация основного вида деятельности ˗ учебная деятельность сменяет игровую, что влечет за собой перестройку психических процессов, осознание важности принадлежности к коллективу и роли социального статуса в нем. Отвержение и позиция отчуждения в группе, появление частых конфликтов и недопониманий влечет за собой круг широких проблем в период младшего школьного возраста: низкая успеваемость, нежелание посещать школу, формирование негативных психоэмоциональных состояний и многое другое.
Именно поэтому на данном возрастном этапе очень важно создать все необходимые условия для эффективного и благоприятного развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, которое можно осуществить только при знаниях эффективных и актуальных практических методов, средств и технологий работы.
В качестве основного средства развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста выступает на сегодняшний день психологический тренинг, представляющий собой специально подобранный комплекс игр, упражнений и заданий, способствующий формированию положительной системы взаимоотношений, нахождению способов решения конфликтных ситуаций, пониманию психологических закономерностей благоприятного развития межличностных отношений.
В связи с этим для воспитанников нашего центра была спроектирована программа психологического тренинга по развитию межличностных отношений детей младшего школьного возраста ˗ «Давайте жить дружно!», включающая в себя работу воспитанников над пониманием особенностей младшего школьного возраста, осознанием роли чувств и эмоций в процессе взаимодействия, формированием способов регулирования конфликтных ситуаций, развитием навыков эффективного общения.
Для достижения целей программы и для получения наиболее эффективных результатов был также подобран арсенал современных психолого-педагогических игровых технологий развития межличностных отношений: ситуационно-ролевые, имитационные, творческие игры, включающие в себя взаимодействие с группой, обмен чувствами, исполнение ролей, реплики в сторону, обмен ролями и т.д.; игры с использованием разнообразных материалов (мяч, стулья, карточки, глина, воздушные шары и т.д.); игровая схема-терапия (визуализация, практика новых стратегий поведения, диалоги с внутренними состояниями и т.д.), а также вербально-коммуникативный метод (беседа).
Психологический тренинг по развитию межличностных отношений младших школьников позволил развить у воспитанников необходимые для эффективного межличностного общения умения и навыки, сформировать коммуникативные умения, понять значимость взаимодействия, взаимоподдержки и взаимопомощи, а также сплотить коллектив.
Педагог-психолог Мотина А.В.






