Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Арт-терапевтическая техника «Коллаж» в работе с подростками

 

Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые подростком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. Процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для детей любого возраста. Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему. Коллаж как техника арт–терапии чаще используется в групповой работе. Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт–терапевтическом режиме, особенно с участниками групп, у которых силён стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – это не аккуратность, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт–терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт–терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, которая чередуется с более медленной. Хорошо также подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу. 

Возможные темы для коллажей:

ü  Я замечательный (для повышения самооценки, а также осознания своих позитивных качеств);

ü  Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу);

ü  Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.);

ü  Моё будущее (будущее, о котором мечтаю…);

ü  Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр.);

ü  Моя семья;

ü  Кем я могу быть (мои профессии);

ü  Сделай мир добрее;

ü  Защитим планету;

ü  Любовь;

ü  Лидер – это…;

ü  Моя группа;

ü  Мир, в котором я живу.  

Таким образом, коллаж –  рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа это, своего рода, слово или фраза,     коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что даёт возможность лучше осознать себя.

 

 

Педагог–психолог: Гранёва Марина Владимировна

ФотоФотоФото
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст