Зимняя спортивно развлекательная площадка "Спорт Порт"
15 декабря 2019 года на территории стадиона «Нижний Новгород» будет открыта зимняя версия площадки «Спорт Порт»!
Версия для слабовидящих
15 декабря 2019 года на территории стадиона «Нижний Новгород» будет открыта зимняя версия площадки «Спорт Порт»!
Проблема дезадаптации подростков подробно изучается, как в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Н. Зинченко, В.М. Коган, А.Е Личко, Д.И. Фельдштейн и др), так и в педагогике (П.П. Блонский, В.П.Кащенко, В.Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др.)[1]. Многие исследователи (Б. Н. Алмазов, С. А. Беличев, С. Н. Иконников, Ю.А. Клейберг, В. Т. Лисовский, Л. Я. Олиференко, В. Г.Степанов, В. М.Фокин, Т.И. Шульга и др.) отмечают необходимость исследования не только внешних (социальных) факторов девиантного поведения подростков, но и внутренних (психологических)[1].
По нашему мнению, для того чтобы выявить психологические факторы, которые могут как способствовать формированию девиантного поведения, так и развиваться под его влиянием, необходимо изучать особенности ценностно-мотивационной сферы девиантных подростков.
Центральными звеньями ценностно-мотивационной сферы человека в научной литературе принято считать потребности (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, Б.С. Братусь, В.С. Магун, А.В. Петровский) и ценности (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Воловикова, В.А. Елисеев, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова)[2]. Стоит отметить, что рядом авторов (Волкова Е.Н.[3], Леонтьев Д.А.[4], Мясищев В.Н.[5], Шледер Б[6].) ценности и потребности рассматриваются в системе отношений личности к окружающему миру и самому себе. При этом в подростковом возрасте наиболее остро встаёт вопрос об формировании самооценки как целостного и устойчивого отношение человека к самому себе [7].
Исходя из этого в ценностно-мотивационной сфере девиантных подростков нами исследовались:
• Потребности;
• Ценности;
• Система отношений: к окружающему миру в целом (к жизни, большинству людей), в частном (к семье, друзьям) и к самому себе.
Объектом исследования являются подростки с девиантными формами поведения.
Предметом - особенности ценностно-мотивационной сферы девиантных подростков.
Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии различий в ценностно-мотивационной сфере у девиантных и социально адаптированных подростков.
Исследование проводилось на учениках 7го и 8го класса МБОУ средней общеобразовательной школы №42 (всего 37 человек). Из 2 классов было выделено 12 девиантных подростков.
Критериями девиантности учеников выступало:
-состояние на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
-состояние на школьном учёте;
-систематическое нарушение школьной дисциплины;
-проявления вербальной или поведенческой агрессии;
-отказ от освоение учебных дисциплин (регулярные пропуски учёбы без уважительной причины, невыполнение домашнего задания).
В исследовании использовались следующие методики:
• «Неоконченные предложения» - были составлены начала предложений, направленные на изучение потребностной сферы;
• «Ценностные ориентации» М. Рокича;
• «Цветовой тест отношений» (ЦТО): исследовалось эмоциональное отношение к понятиям «Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Большинство людей», «Жизнь»;
• Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Результаты исследования:
Анализ результатов методики «Неоконченные предложения» не позволило выявить статистически значимые отличия в группах девиантных и недевиантных подростков (критерий Манна-Уитни). Однако качественный анализ позволяет обратить внимание на то, что у девиантных подростков на первое место выходят потребности в принятии (54,5%) и в достижении успеха (54,5%) и не выявлена потребность в безопасности (0%), в то время как у недевиантных подростков она хоть в невыраженной степени, но присутствует (16%). Кроме того у девиантных подростков в большей степени проявляется потребность в материальном благополучии (недевиантные подростки – 12%, девиантные – 27%), и в меньшей степени в личном благополучии (недевиантные подростки – 64%, девиантные – 36,4%).
Применение методики «Ценностные ориентации» М. Рокича позволило выявить следующие статистически значимые отличия между девиантными и недевиантными подростками (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков более значимой является терминальная ценность «уверенность в себе» (р≤0,005), менее значимыми являются терминальная ценность «здоровье» (р≤0,001) и инструментальная ценность аккуратность (р≤0,01). Также мы считаем важным, указать о наличии положительной корреляции между потребностью в принятии и ценности «непримиримости к недостаткам в себе и других» (коэффициент коррелляции Спирмена 0,685, р<0,01).
«Цветовой тест отношений» показал следующие достоверные различия между девиантными и недевиантными подростками (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков характерно меньшее эмоциональное принятие понятиий «Я» (р≤0,05) и «Мой друг» (р≤0,05). Не достигло уровня статистической достоверности, но обращает на себя внимание различие в оценке понятия «большинство людей». Оно имеет выраженное эмоциональное отвержение у 50% девиантных и только у 20,83% недевиантных подростков. На наш взгляд, важное значение имеют сведение о положительной корреляции между эмоциональным принятием понятия «мой друг» и инструментальной ценностью «чуткость» (коэф. кор. Спирмена 0,853, р<0,01); эмоциональным принятием понятия «большинство людей» и терминальной ценностью «любовь» (коэф. кор. 0,634, р<0,01).
При анализе самооценки методикой Дембо-Рубинштейн были выявлены следующие закономерности (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков характерна более высокая оценка уверенности в себе (р≤0,05) и более высокий уровень притязаний к своему здоровью (р≤0,05), умственным способностям (р≤0,05), характеру (р≤0,05), авторитету у сверстников (р≤0,05), умению многое делать своими руками (р≤0,05), внешности (р≤0,001) и уверенности в себе (р≤0,000). Мы считаем, что принципиально важными являются результаты качественного анализа, которые указывают на то, что большая часть подростков характеризуется неадекватным (преимущественно завышенном) уровнем оценивания своих качеств и неадекватным (преимущественно завышенным) уровнем притязаний по отношению к ним.
Вывод:
Ценностно-мотивационная сфера девиантных подростков характеризуется рядом серьёзных противоречий, которые предположительно свидетельствуют о наличии у подростков внутренних конфликтов:
• Преимущественно завышенная самооценка и выделение ценности «уверенность в себе» как значимой - с одной стороны, и высокая степень эмоционального непринятия себя, слабая выраженность потребности в личном благополучии и безопасности, низкая значимость ценности «здоровья» - с другой.
• Выраженная потребность в принятии коррелирует с ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и других» и сочетается с преимущественным эмоциональным отвержением «большинства людей», меньшим (в сравнении с недевиантными подростками) эмоциональным принятием друзей.
Стоит отметить, что преобладание неадекватного уровня притязаний по всем показателям самооценки может говорить не только о нереалистичном отношении девиантных подростков к своим возможностям, но и об отсутствии у них целостного и устойчивого образа «идеального Я».
Кроме того, важным может стать установление взаимосвязи между эмоциональным принятием «большинства людей» и друзей и значимостью ценностей «любовь» и «чуткость», так как психологическая работа, направленная на осознание важности данных ценностей может способствовать увеличению эмоционального принятия как своих друзей, так и людей в целом.
Необходимо сказать и том, что данное исследование является пилотажным. Оно позволяет говорить о необходимости дальнейшего более подробного изучения взаимоотношений девиантного подростка прежде всего с самим собой, и уже потом с «другими». Из проведённого исследования на первый план выходит необходимость исследования внутренних конфликтов девиантных подростков и оказание психологической помощи для их разрешения. При этом ценности и потребности возможно исследовать не только с позиции источников образования внутренних конфликтов, но и с позиции ресурсов для их разрешения.
Литература:
1. Замотаева О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков // Автореферат. Саранск – 2004. – С.3-13.
2. Назмутдинов Р.А. Анализ ценностно-потребностной сферы девиантных подростков // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1123 (дата обращения: 29.04.2015).
3. Волкова Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С.44-52.
4. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. №4. С. 36-39.
5. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование. Иностранная психология. Т.2. №2 (4). 1994. С.47-56.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж,1995. С. 56-67.
7. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 357-372.
4 июня отдыхающие Центра приняли участие в кинолектории «Эльдар Рязанов – Рожденный делать кино». Специалисты Центральной городской библиотеки им.Крупской рассказали о жизни и творчестве талантливого режиссера, показали презентацию с фрагментами популярных фильмов:
С 15 февраля по 24 марта 2019 года Ассоциация волонтерских центров в партнерстве с Благотворительным фондом «Память поколений» запустили Всероссийский конкурс по формированию региональных центров «серебряного» волонтерства.