Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • Рекомендации для педагогов и психологов образовательных организаций по методике проведения разъяснительной работы антисуицидальной направленности среди учащихся и их родителей

    Факторы и ситуации суицидального риска:

    1. Психическое неблагополучие: предшествующие попытки самоубийства; мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства; депрессивное состояние (сниженное настроение, тревожность); поведенческие и социальные проблемы; побеги из дома; злоупотребление психоактивными веществами; проблемы с соблюдением дисциплины;случаи правонарушений.
    2. Семейные факторы риска: конфликты в семье и распад семьи; случаи насилия или жестокого обращения в семье; алкогольная или наркотической зависимость членов семьи; социально-уязвимые группы населения (многодетные, малоимущие, неполных семьи, семьи с детьми-инвалидами либо с родителями-инвалидами и т.п.; семьи, состоящие на внутришкольном учёте.
    3. События жизни: крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы; случаи жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;

    Маркёры суицидального поведения

    1. Устное сообщение: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой»,  «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь». «Я так больше не могу», частые разговоры о суицидах, сбор информации о способах суицида.
    2. Невербальное информирование: активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (приобретение лекарств, хранение отравляющих веществ).
    3. Внезапное, без видимой причины, завершение планов, символическое прощание с ближайшим окружением; примирение с давними врагами; помещение своей фотографии в чёрную рамку.
    4. Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния; чувство одиночества («меня никто не понимает», «я никому не нужен»), внезапная смена эмоций,потеря перспективы будущего.
    5. Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное; стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.-Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

    Рекомендации педагогам: 

    1. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.Попробуйте найти совместно выход из ситуации . Напомните ребёнку о значимых для него людях.
    2. Подчеркните временный характер проблемы, используйте взгляд из будущего. (Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да»). Используйте прием взвешивания (что сегодня плохо, что сегодня хорошо).
    3. Попробуйте довести до абсурда (показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание). Используйте свой имеющийся опыт в решении проблем, рациональное внушение уверенности.

    Рекомендации педагогам, психологам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

    1. Сохранять спокойствие и предлагать поддержку,не осуждать, не конфронтировать.Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
    2. Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самубийство как «нормальный вариант».Поощрять полную откровенность,больше слушать, чем говорить.
    3. Получать сведения от родителей, других преподавателей, друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях. Доверительно побеседовать с родителями, дать понять им, что ребёнку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание. Донести до родителей необходимость консультации детского и подросткового врача – психиатра, психотерапевта.

    Публикации
  • Музыкальный  лабиринт

    Музыкальный лабиринт

    Музыкальный  лабиринт

    26 февраля ребята, отдыхающие в ГБУ «ОСРЦН «Лесная сказка» (город Дзержинск)», приняли участие в музыкальной конкурсно -игровой программе «Музыкальный лабиринт».

    Новости
  • Как сохранить психическое здоровье ребёнка. Профилактика рисков суицидального поведения

    В последнее время жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше поводов для волнений и тревог.

     

    Тревожные ситуации порождают различные опасные случаи и конфликты.

     

    Частые конфликты и внутреннее напряжение вызывают сложные психические и физические изменения в организме, эмоциональное напряжение все это приводит к состоянию стресса. Стресс – это обычное и частое явление, которое является неотъемлемой частью человеческого существования с которым далеко не все могут совладать.

     

    Стресс оказывает одинаковое воздействие и на детей и на взрослых.

     

    Взрослые в силу опыта реагируют на многие ситуации более адекватно и спокойно. Современных подростков стресс окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе. В школе подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками, особенно их волнуют экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. А это приводит к:

     

    · снижению иммунитета и учащению простудных заболеваний;

    · начинаются проблемы со сном;

    · ухудшается память, страдает внимание, повышается рассеянность;

    · возникают проблемы с пищеварение и даже болезни желудочно-кишечного тракта;

    · могут начаться проблемы с аппетитом (от нежелания есть до чрезмерного потребления пищи);

    · могут начаться нервные расстройства, депрессия;

    · и другое.

     

    Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости подростков посредствам социально-педагогического тренинга как необходимого компонента здоровья подростков

     

    Если подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало.

     

    Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

     

    Понятие «стресс» уже прочно вошло в повседневную жизнь людей.

     

    Стресс это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. Также в литературе отмечается, что стресс необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Стресс это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, спортивное соревнование или важное деловое интервью.

     

    Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.)

     

    В настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:

     

    · сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    · сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

    · сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

    · неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

    · неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

     

    В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т. Кокс).

     

    Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии возможностей человека величине действующей на него нагрузки.

    Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

     

    По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

     

    Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. В подростковом возрасте происходят серьезные изменения личности.

     

    Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность.

     

    Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки.

    Все это обуславливает низкую стрессоустойчивость.

    Стрессоустойчивость – это важное качество для каждого человека. В подростковом возрасте оно поможет перенести этот непростой период и физического и психологического созревания. Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу старшеклассник не будет скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по любому поводу.

    Благодаря способности спокойно преодолевать стресс старшеклассник сможет по-прежнему радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности и идти к своей цели .

    Социально-педагогический тренинг – активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

     

    Как формировать стрессоустойчивость у детей и подростков (советы родителям)

      

    - Доверительное общение

    Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.

    - Говорите о чувствах

    Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».

    - Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка

    Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.

    Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания.

    Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».

    - Делайте вместе «бесполезные» дела

    Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет. 

    Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее. А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.

    Публикации
  • Выгорание - миф или реальность?

    Проблема профессионального выгорания специалистов помогающих профессий исследуется вот уже несколько десятков лет. Везде, где на «маленького человека» (термин В. Райха) и на человека творческого, в той или иной степени, труда воздействуют «неодолимые» для него жизненные трудности (профессионального, материального, семейного, социального, мировоззренческого и др. характера), развиваются явления того состояния, которое В. Франкл называл логоневрозом, неврозом смыслоутраты.

    У каждого из нас бывают периоды, когда смысл и польза той работы, которую мы делаем ежедневно, утрачивается. Появляются вопросы «А кому нужна моя работа?», «Объективно ли она оценивается и признается?», «Есть ли от нее глобальный результат?» - каждый из этих вопросов в определенный период времени находит разные ответы. И в тот период, когда мы перестаем чувствовать важность, нужность и результат, приходит «выгорание». Кто-то в такой ситуации сразу уходит из профессии, предпочитая находить глобальные цели  или совершать механические действия, приносящие видимый результат, в других сферах.

    Чтобы предупредить выгорание сотрудников, в Центре социального развития НО организованы программы для специалистов, работающих непосредственно с каждым сотрудником организации, от юриста до дефектолога. Это серия тренингов на видение внутренних ценностей, паттернов поведения, на командообразование.

    Они создают для сотрудников среду, где можно побыть с собой.  Также у каждого сотрудника есть возможность прийти к психологу и получить экстренную психологическую помощь, как по рабочим, так и по личным вопросам. Благодаря такой методике в организации появился «островок спокойствия и принятия», где можно получить поддержку. 

    Подобные программы в любой организации могут помочь уменьшить текучесть персонала, повысить вовлеченность, соединить цели компании с личными целями сотрудника, а также повысить эффективность работы.

     

    Статью подготовила специалист по социальной работе отделения развития социальных технологий Корчагина Алена

    Публикации
  • "Жизнь в твоих руках"

    На сегодняшний день встречается все больше случаев ранней беременности! Это становится стрессом не только для ребенка, но и для всей семьи, ведь не все родители готовы принять тот факт, что их дети, на которых возлагалась масса надежд, уже будут иметь своего малыша. 

    Ранняя беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс психофизиологического роста и развития девушек, юная мама переживает  сильный  стресс, возможно апатию, что  может привести к самым плачевным результатам от выкидыша и преждевременных родов до суицида. Даже если несовершеннолетняя мать выносит и родит ребенка, велик риск, что она откажется от него в роддоме, либо же будет испытывать к нему исключительно негативные эмоции, что помешает ей воспитать психологически здоровую и счастливую личность.

    В связи с этим беременные девочки подростки или уже родившие нуждается в помощи направленной на формирование психологической готовности к материнству и рождению ребенка, принятие для себя нового статуса.

    В рамках проекта «По дороге к новой жизни» несовершеннолетние беременные и уже родившие в феврале 2022 года приняли участие в психологических занятиях, направленных на формирование ценностного отношения к жизни, снижение уровня тревожности, формирование психологической готовности к материнству (у беременных), формирование позиции ответственного материнства (у родивших), в группе личностного развития «Жизнь в твоих руках».

    В безопасной и комфортной обстановке участницы смогли получить поддержку, у них стабилизировалось эмоциональное состояние, снизилась тревожность перед будущим, они смогли раскрыть в себе умения и навыки, необходимые для успешного родительства, а также  многие из них приняли себя в новой социальной роли.

    Новости
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст