Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • С 1 марта в Центре начинаются занятия

    С 1 марта в Центре начинаются занятия

    Мы переходим в обычный режим работы: снова принимаем посетителей, проводим очные групповые и индивидуальные занятия для детей, встречи и консультации для родителей в отделении абилитации и социальной реабилитации.

    По всем вопросам, пожалуйста, звоните: 234-03-73.

    Новости
  • Рекомендации родителям ребенка,совершившего попытку суицида

    Если Вы читаете этот материал, возможно, вашему ребенку сейчас потребовалась помощь врачей.

    Первое и самое важное: Ваш ребенок жив!

    Второе и тоже важное: чтобы поправиться, ребенку необходима поддержка, любовь и забота его самых близких людей, т.е. Вас.

    Врачи сделают всё возможное, чтобы восстановить физическое здоровье ребенка. Чтобы поправиться полностью, необходимо восстановить психологическое здоровье и душевное спокойствие Вашего ребенка и Вас.

    Пожалуйста, обязательно придерживайтесь правильного режима дня – ваши силы сейчас очень важны и для Вас, и для Вашего ребенка.

    Пока ребенок находится под присмотром врачей, у Вас есть возможность успокоиться, собраться с мыслями и продумать следующие шаги.

    Попытка самоубийства - это сигнал SOS

    Попытка самоубийства - это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если Вам эта проблема кажется надуманной, а действия ребенка – шантажными, суицидальная попыткаговорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребенок «плохой», это значит, что ему сейчас плохо, и ему необходимо помочь.

    Почему необходимо обратиться за помощью к психиатру, психологу

    Попытка прекратить жизнь – это крайняя степень отчаяния, одиночества, невыносимость ситуации, «страдания, которые больше невозможно выносить».

    Если уделить внимание только физическим последствиям попытки суицида: раны, травмы и т.д., то психологические причины так и останутся без внимания. Возможно, кризис не разрешился, а суицидальная попытка может повториться, а значит, угроза жизни ребенка сохраняется.

    Психологическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:

    1. семейные взаимоотношения;
    2. сложности в школе: учеба, отношения со сверстниками, учителями;
    3. потеря близких людей, разрыв отношений;
    4. ощущение безнадежности, никчемности;
    5. болезнь и хроническая боль;
    6. физическое или сексуальное насилие (часто скрывается);
    7. вопросы сексуальной ориентации.

    Психиатрическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:

    1. злоупотребление алкогольными напитками и/или психоактивными веществами, в том числе подозрение на их прием;
    2. психические расстройства (эмоциональная неустойчивость с частыми
    3. беспричинными сменами настроения, раздражительность, снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти, забывчивость, общее снижение энергетического потенциала, нарушения сна); тяжелые последствия психотравмирующих событий (изменение характера и привычек ребенка после перенесенной травы, эмоциональная отчужденность от близких, нежелание обсуждать и говорить о произошедшем, чувство вины из-за случившегося горя).
    4. Психическое расстройство необходимо своевременно диагностировать и лечить, а сочетание медикаментозного лечения и психотерапии может приводить к максимально положительным и устойчивым результатам.

    Как общаться, чтобы слышать друг друга

    Для ребенка в кризисной ситуации нет ничего хуже чувства, что его никто не понимает и он никому не нужен. Ему необходимо дать понять, что он не одинок. Беседуйте с ним и проявляйте заботу о нем.

    Всеми своими действиями показывайте, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой им боли.

    Дежурные фразы о том, что «все не так уж плохо» и «все наладится» не помогают: слыша их, ребенок чувствует, что вы не понимаете и не хотите выслушать его.

    Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».

    Нет необходимости говорить много, иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует Ваш ребенок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее.

    Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.

    Выслушайте ребенка. Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что

    думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте. 

    Важно при общении с подростком относиться к нему серьёзно и уважительно, вне зависимости от того, кака ведёт и что говорит подросток.

    Верить, когда подростки говорят о самоубйстве, даже если это выражается  в демонтративно – шантажном поведении

    Позволять подростку выражать свои чувства (плач, гнев, отвращение).

    Внимательно и постоянно отслеживать свои переживания (страх, растерянность, раздражительность). Не давать волю своим чувствам, быть естественным. Не заниматься морализаторством.

    Не откладывать вопросы, связанные с прояснениями мыслей о самоубийстве, на конец беседы, но не задавать до установления доверительных отношений.

    Наиболее опасные симптомы:

    1. Если в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать.
    2. Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он «не живет, а существует», мечется и может найти успокоение.
    3. Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти.
    4. Если Ваш ребенок, говорящий ранее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным, это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве.

    Если Ваш ребенок не идет на контакт, попросите его ответить на следующие вопросы:

    1. Тебе сейчас плохо?
    2. Нужна ли помощь другого человека?
    3. Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?
    4. Я могу вызвать врача?
    5. Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?
    6. За это время ты не станешь причинять себе вред?

    Если эти вопросы не помогают разговорить Вашего ребенка, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи

    Обращение за помощью к психиатру, психологу – это не слабость и стыд. Это наш с Вами выбор, выбор неравнодушного и ответственного человека.

    Родителям рекомендуется обращение  за консультативной помощью в случае  совершенных суицидальных попыток несовершеннолетними, а также при  наличия у них других проявлений суицидального (мысли, замыслы, намерения, преднамеренные самоповреждения) и опасного (экстремальные поступки с риском для жизни и здоровья) поведения.

    Можно обратиться к участковым врачам психиатрам по месту жительства:

    - ГБУЗ НО «Клиническая психиатрическая больница № 1 г. Н.Новгорода»: Н.Новгород,  ул.Ульянова, дом 41. Диспансерное отделение: тел. 8 (831) 436-01-08

    - ГБУЗ НО «Психиатрическая больница № 2»: ул.Июльских  дней, дом 28.

    Регистратура диспансерного отделения №1: 8 (831) 282-33-22 (доб.311)

    Регистратура диспансерного отделения №2: 8 (831) 282-33-22 (доб.601)

    Регистратура диспансерного отделения №3: 8 (831) 282-33-22 (доб.701)

    Регистратура диспансерного отделения №4: 8 (831) 282-33-22 (доб.801)

    - ГБУЗ НО «НОПНБ №1 им.П.П Кащенко, ул.Кащенко , дом 12 а

    Диспансерное отделение: 8(831) 466-71-33

    - ГБУЗ НО «Консультативно – диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков» - получить консультацию детского врача – психиатра( врача – психотерапевта), психолога .

    г. Нижний Новгород , 603006 ул.Семашко, дом 37.

    Регистратура:8 (831) 233-10-55, факс: (831) 233-10-54; http://www.guzno.ucoz.com; е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    В Центре дети и подростки не берутся под консультативное или диспансерное наблюдение. Подросток, которому исполнилось 15 лет имеет право обратиться за оказанием консультативной помощи самостоятельно, без сопровождения родителей или законных представителей. Те , кто не достиг возраста 15 лет, обращаются за консультативной помощью только в сопровождения родителей или законных представителей. (Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями на 3 июля 2016 года)).

    Статья 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью (2) Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя.

    - Телефон психологической помощи ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»:   8 (831) 215-04-66   

    Время для звонков:  с 9:00 до 18:00

    - Телефон экстренной психологической помощи МБУДО«Центр психолого-педагогической, медицинской   и      социальной помощи» г. Дзержинск:   005, 8 (831) 326-74-48, 8 (831) 326-74-64 

    Время для звонков: круглосуточно

     

    - Социально-реабилитационный центр для    несовершеннолетних «Солнышко» (Ленинский район): 8 (831) 244-17-49, 8 (831) 244-16-35, 8(831) 250-05-54

    Время для звонков: круглосуточно.                                                                                                 

    - Номер Всероссийского Детского телефона доверия: 8-800-2000-122  оказывается психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей, психопрофилактическая помощь. Обращение в службу Телефона Доверия доступное, бесплатное, анонимное, конфиденциальное.

    - Телефон доверия городской службы экстренной психологической помощи 419-50-00. Основной задачей является оказание экстренной психологической помощи людям, находящимся в психологическом кризисе. Основная задача службы - психологическая, профессиональная помощь людям, имеющим суицидальные переживания. Основным условием и залогом эффективной помощи является её анонимный характер. Анонимность и конфиденциальность помощи сохраняет эмоциональную безопасность обратившегося, позволяет человеку чувствовать себя максимально открытым. Телефон доверия работает круглосуточно, без выходных дней и перерыва на обед

    - Бесплатный анонимный телефон доверия ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.

    Горячая линия помощи. Круглосуточно 8 (495) 637-70-70.

    Горячая линия по вопросам домашнего насилия: 8 (495) 637-22-20.

    - «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно): 8 (495) 624-60-01. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.

    - Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням): 8-800-250-00-15.

    Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.

    - Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).

    - Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.

    - МЧС России. Единый номер спасения: 112.

    - Центр экстренной психологической помощи МЧС России г. Москва Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, при сопровождении массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания.

    http://www.psi.mchs.gov.ru

    Горячая линия +7 (495) 989-50-50.

    Публикации
  • Рекомендации для педагогов и психологов образовательных организаций по методике проведения разъяснительной работы антисуицидальной направленности среди учащихся и их родителей

    Факторы и ситуации суицидального риска:

    1. Психическое неблагополучие: предшествующие попытки самоубийства; мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства; депрессивное состояние (сниженное настроение, тревожность); поведенческие и социальные проблемы; побеги из дома; злоупотребление психоактивными веществами; проблемы с соблюдением дисциплины;случаи правонарушений.
    2. Семейные факторы риска: конфликты в семье и распад семьи; случаи насилия или жестокого обращения в семье; алкогольная или наркотической зависимость членов семьи; социально-уязвимые группы населения (многодетные, малоимущие, неполных семьи, семьи с детьми-инвалидами либо с родителями-инвалидами и т.п.; семьи, состоящие на внутришкольном учёте.
    3. События жизни: крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы; случаи жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;

    Маркёры суицидального поведения

    1. Устное сообщение: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой»,  «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь». «Я так больше не могу», частые разговоры о суицидах, сбор информации о способах суицида.
    2. Невербальное информирование: активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (приобретение лекарств, хранение отравляющих веществ).
    3. Внезапное, без видимой причины, завершение планов, символическое прощание с ближайшим окружением; примирение с давними врагами; помещение своей фотографии в чёрную рамку.
    4. Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния; чувство одиночества («меня никто не понимает», «я никому не нужен»), внезапная смена эмоций,потеря перспективы будущего.
    5. Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное; стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.-Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

    Рекомендации педагогам: 

    1. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.Попробуйте найти совместно выход из ситуации . Напомните ребёнку о значимых для него людях.
    2. Подчеркните временный характер проблемы, используйте взгляд из будущего. (Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да»). Используйте прием взвешивания (что сегодня плохо, что сегодня хорошо).
    3. Попробуйте довести до абсурда (показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание). Используйте свой имеющийся опыт в решении проблем, рациональное внушение уверенности.

    Рекомендации педагогам, психологам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

    1. Сохранять спокойствие и предлагать поддержку,не осуждать, не конфронтировать.Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
    2. Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самубийство как «нормальный вариант».Поощрять полную откровенность,больше слушать, чем говорить.
    3. Получать сведения от родителей, других преподавателей, друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях. Доверительно побеседовать с родителями, дать понять им, что ребёнку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание. Донести до родителей необходимость консультации детского и подросткового врача – психиатра, психотерапевта.

    Публикации
  • Музыкальный  лабиринт

    Музыкальный лабиринт

    Музыкальный  лабиринт

    26 февраля ребята, отдыхающие в ГБУ «ОСРЦН «Лесная сказка» (город Дзержинск)», приняли участие в музыкальной конкурсно -игровой программе «Музыкальный лабиринт».

    Новости
  • Как сохранить психическое здоровье ребёнка. Профилактика рисков суицидального поведения

    В последнее время жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше поводов для волнений и тревог.

     

    Тревожные ситуации порождают различные опасные случаи и конфликты.

     

    Частые конфликты и внутреннее напряжение вызывают сложные психические и физические изменения в организме, эмоциональное напряжение все это приводит к состоянию стресса. Стресс – это обычное и частое явление, которое является неотъемлемой частью человеческого существования с которым далеко не все могут совладать.

     

    Стресс оказывает одинаковое воздействие и на детей и на взрослых.

     

    Взрослые в силу опыта реагируют на многие ситуации более адекватно и спокойно. Современных подростков стресс окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе. В школе подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками, особенно их волнуют экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. А это приводит к:

     

    · снижению иммунитета и учащению простудных заболеваний;

    · начинаются проблемы со сном;

    · ухудшается память, страдает внимание, повышается рассеянность;

    · возникают проблемы с пищеварение и даже болезни желудочно-кишечного тракта;

    · могут начаться проблемы с аппетитом (от нежелания есть до чрезмерного потребления пищи);

    · могут начаться нервные расстройства, депрессия;

    · и другое.

     

    Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости подростков посредствам социально-педагогического тренинга как необходимого компонента здоровья подростков

     

    Если подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало.

     

    Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

     

    Понятие «стресс» уже прочно вошло в повседневную жизнь людей.

     

    Стресс это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. Также в литературе отмечается, что стресс необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Стресс это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, спортивное соревнование или важное деловое интервью.

     

    Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.)

     

    В настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:

     

    · сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    · сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

    · сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

    · неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

    · неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

     

    В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т. Кокс).

     

    Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии возможностей человека величине действующей на него нагрузки.

    Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

     

    По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

     

    Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. В подростковом возрасте происходят серьезные изменения личности.

     

    Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность.

     

    Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки.

    Все это обуславливает низкую стрессоустойчивость.

    Стрессоустойчивость – это важное качество для каждого человека. В подростковом возрасте оно поможет перенести этот непростой период и физического и психологического созревания. Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу старшеклассник не будет скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по любому поводу.

    Благодаря способности спокойно преодолевать стресс старшеклассник сможет по-прежнему радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности и идти к своей цели .

    Социально-педагогический тренинг – активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

     

    Как формировать стрессоустойчивость у детей и подростков (советы родителям)

      

    - Доверительное общение

    Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.

    - Говорите о чувствах

    Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».

    - Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка

    Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.

    Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания.

    Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».

    - Делайте вместе «бесполезные» дела

    Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет. 

    Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее. А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.

    Публикации
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст