Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  •  Посетили Резиденцию Деда Мороза

    Посетили Резиденцию Деда Мороза

    По приглашению Министерства социальной политики Нижегородской области 07 января наши воспитанники посетили Резиденцию Деда Мороза на Нижегородской Ярмарке.

    Выполняя познавательные и творческие задания новогоднего квеста, ребята отыскали дорогу к Деду Морозу.

    Все были очень рады пообщаться с Дедушкой Морозом и получить с ним фото на память.

    Новости
  • Благодарим за подарки

    Благодарим за подарки

    На Новогодний праздник к ребятам в гости приходил Депутат Законодательного Собрания И.Л.Гордеев со своим сыном.

    В теплой и душевной обстановке прошла встреча. Гости подарили подарки. А ребята рассказали о своих достижениях и планах.

    Наша дружба началась. Ждём еще в гости наших друзей.У нас много общих планов!

    Новости
  • Технология индивидуального празднования дня рождения воспитанника - статья Лошкаревой С.Н.

    В социально-реабилитационный центр «Солнышко» поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет, имеющие трудности в социальной адаптации, оставшиеся без попечения родителей, оказавшихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Большинство воспитанников проживало в семьях группы риска, находилось в неблагополучной социальной среде. Сложная жизненная ситуация, которую пришлось пережить этим детям, нарушение детско-родительских отношений являются основаниями для возникновения нарушений во всех сферах развития: эмоционально-волевой, коммуникативной, когнитивно-познавательной. Для большинства детей характерны: эмоциональная неустойчивость, непринятие себя, ощущение неуверенности, неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, наличие выраженных страхов, трудностями во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, наличие конфликтов с окружающими, непринятие правил поведения, принятых в обществе. Все эти факторы затрудняют адекватную адаптацию, могут привести к негативной социализации и к дезадаптации данной категории детей.

    Мы считаем, что в основе многих их вышеперечисленных нарушений лежит неудовлетворённость базовых потребностей детей в безопасности, принятии, уважении и признании. Большинство детей, проживающих в неблагополучных семьях, из-за пренебрежение родителями их нуждами, чувствуют себя отвергнутыми и ненужными. Таким образом, у ребёнка нарушается базовое право – «право быть».

    Ощущение «Я есть. Я имею право быть» является базовым в жизни любого человека и формируется с самого рождения. Нарушение этого права приводит к отсутствию у ребёнка представления о себе, своём месте в семье и обществе, неуверенности в себе, трудностям с установлением личных границ и ощущением границ другого.

    По нашему мнению, одним из способов восстановить у ребёнка «право быть» является празднование его Дня Рождения. Это позволит ему ощутить свою уникальность и значимость. Ведь День Рождения – особенный, индивидуальный праздник, день, когда человека поздравляют с тем, что он появился в этом мире. Согласно давней традиции, всё внимание в этот день обращено только на именинника.

    Часто мы сталкиваемся с тем, что в учреждениях есть традиция проведения праздника «Дня именинников», в процессе которого поздравляют с Днём Рождения нескольких детей, родившихся в этом месяце. Мы же считаем, что очень важно, чтобы празднование совпадало с днём рождения ребёнка, потому что именно в этот день ребёнок ждёт чуда, осуществления всех своих желаний. Персональное празднование Дня Рождения является проявлением внимания, демонстрации уважения к ребёнку, как к личности, и доказательством любви.

    Правильно и интересно организованное празднование Дня Рождения предоставляет ребёнку возможность получить и проявить позитивные чувства, способствует формированию эмоционального благополучия. Составляющими эмоционального благополучия являются чувство уверенности, защищённости, положительное восприятие себя окружающими, одобрение и признание другими.

    Возникает вопрос как же правильно всё организовать? Прежде всего, необходимо составить сценарий праздника, сюжет которого должен отталкиваться от интересов и увлечений ребёнка. Так например, в нашем учреждении для любителя футбола устраивался квест со спортивной тематикой; для ребёнка, увлекающегося катанием на коньках, в сценарий праздника включалось посещение катка; для любителей музыки и танцев организовывалась дискотека; маленькая любительница сладостей смогла побывать в собственном королевстве конфет и даже стать его королевой; а юноша с необычным интересом и любовью к шляпам стал частью модного показа различных головных уборов и поучаствовал в необычных играх с применением шляпы.

    Часть сценария (которая не является сюрпризным моментом) должна совместно разрабатываться и согласоваться с именинником. Это даст ему возможность ощутить контроль над ситуацией, выразить свои желания и почувствовать себя услышанным. Ребёнок может принимать участие в накрытии праздничного стала, приготовлении развлечений и сюрпризов для гостей. Более взрослые воспитанники могут придумать самостоятельно или подобрать совместно со взрослым групповые игры, подготовить музыкальное сопровождение, в соответствии со своими интересами и способностями организовать выступление перед гостями (спеть песню, станцевать танец, показать мастер класс по одному из видов творческой или спортивной деятельности). Вовлекая ребёнка в процесс подготовки и проведения праздника, мы предоставляем ему возможность проявить свои способности, раскрыть таланты, воспитать ответственность, умение взаимодействовать и договариваться с окружающими.

    Стоит обратить внимание на то, что групповые игры, используемые для праздника, играют важную роль. При их подборе, необходимо учитывать, что игра может быть направлена на снижение эмоционального напряжения, снятие внутренних зажимов, проявление спонтанности, повышение уверенности себе, развитие творческого потенциала и познавательных процессов, развитие эмпатии и навыков взаимодействия с окружающими, сплочение коллектива и формирование позитивной атмосферы. Приведём несколько примеров таких игр, проводимых на Дне Рождения, детей младшего школьного и подросткового возраста: «Крокодил», «Правда или действие», «Угадай кто», «Это или то», «Ассоциации», «Путаница», «Твистер», «Фанты», «Нелепица», «Шляпа», «Делай как я», «Мафия», «Два факта, одна ложь» и др.

    Огромное значение празднование Дня Рождения имеет не только для именинника, но и для других детей, участвующих в организации этого события. Во время подготовки и в процессе самого праздника дети имеют возможность самореализоваться: показать свои способности, таланты, умения, подчеркнуть свою индивидуальность. Творческие способности ребят всегда проявляются в подготовке подарка: рисование открыток, плакатов; создание коллажа из фотографий именинника и вырезок из журналов; создание подделок. В качестве подарка также может выступать творческий номер (песня, танец) или проведение мастер класса по любой тематике. В процессе подготовки, безусловно, развиваются организаторские и коммуникативные способности воспитанников. Очень важным, на наш взгляд, является и предоставление детям возможности выразить положительное отношение к другому, учиться радоваться чужому счастью и самим создавать условиях для положительных эмоций окружающих.

    За предыдущий год в нашем центре было организовано и проведено День Рождение 26 детям. Большая часть воспитанников впервые праздновала свой День Рождения таким образом: с предварительной подготовкой, интересным сценарием, совместными играми, сюрпризами и подарками. Многие дети были приятно удивлены, что праздник не ограничивается застольем, а включает в себя творческую деятельность, любимые занятия и интересные поздравления.

    Публикации
  • "С увлечением жить интереснее?!" - статья Евстафьевой Л.С.

    С увлечением жить интереснее?!

    «Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

    Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя»

    А.С. Макаренко

    Жизнь сама по себе уникальна и прекрасна. Но если в нашей жизни появляется любимое занятие, увлечение – хобби, тогда жизнь приобретает еще больше смысла и становится ярче. А мы, взрослые, дарим детям жизнь, а они нам дарят смысл.

    Приоритетной задачей Российской Федерации является воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

    Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где сказано: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Выполнение этих задач требуют консолидации усилий всех, кто работает с детьми.

    Одним из важнейших факторов, способствующих формированию личности, развития адекватной самооценки, является наличие у человека разнообразных увлечений. Хобби, увлечения занимают немаловажное место в жизни человека, особенно подростка. Подростковый возраст - время, когда ребенок ищет себя. Это время экспериментов, проб и ошибок. Стремление найти свою индивидуальность заставляет искать разные способы самовыражения, одним из которых и является хобби. Подросток, занятый своим любимым делом, лучше формирует в себе определенные черты характера, необходимые в современном мире, такие, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, общительность, уважение к людям, доброжелательность, стойкость, силу воли.

    На мой взгляд, эта тема обладает несомненной актуальностью. Во-первых, увлечения подростков являются одним из эффективных способов познания окружающей действительности, науки, искусства, которые позволяют им приобрести новые знания и навыки, полезные для последующей жизни. Во-вторых, они позволяют выявить способности и интересы подростка, помогают ему в дальнейшем профессиональном самоопределении.

    Современные социологические исследования по данной теме отмечают ряд причин, по которым подростку стоит иметь хобби.

    1. Открытие страсти.

    Подросток может не знать, что он любит, например, искусство, спорт, кулинарию, пока не попробует это.

    2. Развитие навыков.

    Подростки могут сделать большой шаг вперед, когда они сосредотачиваются на том, что они выбирают, и тратят время, делая это своими руками.

    3. Знакомство с новыми людьми.

    Занимаясь спортом, изучая игру на музыкальных инструментах или вступая в яхт-клуб, подростки знакомятся с новыми людьми, с которыми у них возможности общаться в повседневной жизни.

    4. Повышение самооценки.

    Когда подросток преуспевает в чем-то, связанном с его хобби, например, в разучивании нового танца, или написании стихотворения, - это укрепляет его уверенность в себе, чувство собственного достоинства, повышает общее психическое и эмоциональное благополучие.

    5. Самоудовлетворенность и самоуважение.

    Это похоже на чувство собственного достоинства, но это не одно и то же. Например, подросток, который любит плотницкую работу, может смастерить деревянный стол или стул и с гордостью сказать: « Я это сделал!". Самоудовлетворенность и самоуважение - это особые чувства, которые важно испытывать каждому, особенно подростку.

    6. Управление временем.

    Интересные увлечения учат подростков, как правильно использовать свое свободное время. Вместо того, чтобы проводить весь день на диване с планшетом или игровой приставкой, они учатся планировать время. Они узнают, как совместить свое хобби с учебой, семейными обязанностями и общением с друзьями - а это не всегда легко.

    7. Самопознание.

    Большинство взрослых знают, что в поиске себя заключается много проб и ошибок: человек пробует одно, ему это не нравится, поэтому он пробует другое. Подростковые годы - прекрасное время, чтобы погрузиться в этот процесс.

    8. Регуляция эмоций.

    Занимаясь интересной деятельностью, подросток вынужден учиться справляться с раздражением, разочарованием, когда у него что-то не получается. Этот навык справляться со своими негативными эмоциями наверняка пригодится ему во взрослой жизни.

    9. Стойкость.

    Во время занятий хобби дела не всегда идут идеально. Подростки, которые понимают, как оправиться от удара и идти дальше, получают хороший старт в жизни. Чем раньше подросток научится справляться с трудностями, тем легче ему будет во взрослой жизни.

    10. Ценность работы.

    Хотя мы не всегда согласны с тем, что все хорошее в жизни происходит только в результате тяжелой работы, мы все-таки считаем, что без труда невозможно достичь хорошего результата. Когда подросток что-то делает, ему приходится тратить время и прилагать усилия для завершения своего проекта. И именно в подростковом возрасте закладывается понимание того, что и как нужно делать, чтобы стать успешным в жизни. Некоторые виды хобби предназначены просто для хорошего времяпрепровождения. И это важно: хобби дает возможность занять время, снять стресс, расслабиться. Увлекаться можно, казалось бы, чем-то несущественным, но это помогает чувствовать себя хорошо и дает энергию для достижения успеха в основной деятельности.

    Согласно данным исследования, подростки в основном проводят свое время в течение дня:

    сон - 8,6 часа в день (8 часов 36 минут);

    учеба, включая выполнение домашних заданий - 6,6 часа в день (6 часов 36 минут);

    медиа / связь - 2,3 часа в день (2 часа 18 минут);

    еда - 1 час в день;

    активный отдых - 1,4 часа в день (1 час 24 минуты);

    занятия спортом – 0,7 часов в день, или 42 минуты;

    подработка - 0,5 часа в день, или 30 минут;

    помощь по дому - 0,2 часа в день, или 12 минут;

    другие виды деятельности - 2,7 часа в день (2 час 42 минуты).

    Подростки ежедневно тратят около 5 часов своего свободного времени на то, что мы, взрослые, вероятно, считаем непродуктивным - например, использование средств массовой информации / телевидения и тому подобное. Разумеется, подростки нуждаются в отдыхе, им, как и взрослым, нужны простые вещи для расслабления. Но нужно ли подросткам пять часов отдыха в день? Очевидно, нет. Для подростков это похоже на ситуацию, созданную специально для того, чтобы сбиться с пути и попасть в беду. Подростки, имеющие увлечения, менее склонны к рискованному поведению, чем подростки без увлечений. У подростков, которые не имеют хобби, на 57% больше шансов бросить школу; 49% подростков без хобби начинают употреблять наркотики, а 35% - курить в средней школе; 37% становятся родителями-подростками; 27% имеют шанс быть арестованными. Вывод: наличие хобби снижает риски. Главное, чтобы увлечение не было деструктивным.

    Сегодняшний мир готов предложить огромное разнообразие всевозможных увлечений. Но в настоящее время многие увлечения требуют больших материальных затрат. А воспитанники учреждений, подобных нашему, часто лишены материальной поддержки семьи; многие дети и вовсе остались без попечения родителей в силу разных жизненных ситуаций и социальных проблем. Нужно также сказать о низком уровне доходов семей воспитанников. В основном это малообеспеченные семьи, есть среди них многодетные и неполные семьи. Высок процент неблагополучных семей, в которых детям не оказывают должного внимания, родители отстранились от вопросов воспитания. Невысокий образовательный уровень родителей также является причиной незнания, чем занять детей в свободное время.

    Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит к духовной нищете, внутренней опустошенности, лени и безделью. Ребята уже привыкли к пассивности, много времени проводя в интернете, у телевизора, просматривая без разбору всё, что показывают. Отсюда возникают всевозможные асоциальные формы поведения подростков: бесконтрольное гуляние по улицам, употребление психоактивных веществ, суицидальные состояния, совершение правонарушений. И в этом случае досуг, активный, позитивный, радостный, является своеобразным мостиком в неорганизованный, полный опасности и такой неповторимый, увлекательный мир детей. “Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портятся голова, сердце и нравственность”, - писал Ушинский. Важно увлечь ребят, чтобы их жизнь была полной, яркой, разнообразной. Увлеченность позволяет выделяться из окружающего мира. А желание быть не таким, как все, является очень важным мотивом деятельности подростка. Важно показать ребятам увлекательный мир, где им будет интересно, спокойно и радостно. Заставить ребят петь и танцевать, ставить спектакли, играть на музыкальных инструментах, участвовать в различных спортивных соревнованиях и конкурсах невозможно. Для успешной социализации надо увлечь, убедить, показать важность увлечения в жизни человека, помочь ребятам сделать правильный выбор.

    Хобби, увлечение - это любимый вид деятельности, приносящий удовлетворение. Но существует разница между понятиями «хобби» и «увлечение». Увлечение — то, что человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время, оно может быть не продолжительным. А своему хобби человек уделяет много своего времени, порой жертвуя чем-либо ради этого занятия. То есть увлечений может быть много, а хобби, чаще всего, одно. Таким образом, мы рассматриваем хобби и увлечения как способ самовыражения конкретной личности с конкретными приоритетами. В условиях временного пребывания воспитанников в Учреждении, сложно сформировать устойчивые интересы к увлечению. Но показать важность, заинтересовать ребят –это нам по силам.

    Большинство детей уже в детском возрасте проявляют интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве, в основном под влиянием родителей.

    Интерес — это особая форма проявления познавательной потребности. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому исследованию интереса считают чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670). Идея гуманизма, глубокой веры в нравственные и умственные возможности, заложенные, по мнению Коменского, в природе каждого ребенка, помогла ученому решительно отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности учащегося, выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.

    Роль интереса и его значение признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса.

    Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у учащегося как фактору формирования всесторонне развитой личности. В.А. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно преподаватель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

    Основные характеристики интереса:

    - положительная эмоция по отношению к деятельности;

    - наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

    - наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо от других мотивов.

    Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.

    Интерес - «хочу знать».

    Склонность — «хочу сделать».

    Способность – «я могу», «я имею возможность».

    Проблема свободного времени детей и подростков является весьма актуальной и социально значимой.

    Досуг – свободное время, используемое полностью по своему усмотрению. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел. Подростки, как правило, не всегда умеют рационально и с пользой для себя организовать свое свободное время, что приводит к социальным проблемам. Большой вклад в осмысление сущности досуга внесли М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, В. Д. Патрушев, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Л.Е. Романенко, И.Л. Смаргович и др. Досуг - необходимая часть жизни любого человека, особенно подростка, который находится в активном процессе развития. В связи с этим организация досуга приобретает большую значимость, так как свободное время является одним из важнейших средств формирования личности молодого человека. «Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому дети должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя» - так считает педагог современности Г.К.Селевко – академик МАНПО, профессор Института развития образования Ярославской области.

    Самовоспитание, саморазвитие – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются ее качества и способности.

    Главное здесь дать подростку попробовать себя в творчестве, в любой конструктивной деятельности, которая бы принесла удовольствие, успех, стремление вносить красоту в личную и общественную жизнь. У ребят формируется позитивное восприятие окружающего их мира. Важно научить переключать энергию с деструктивного на конструктивное направление, показать положительный опыт организации своего личного времени.

    «Главное делать все с увлечением – это страшно украшает жизнь» Л.Д. Ландау

    «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют» А.П. Чехов

    «Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби» Г. Форд

    «С увлечением жить интереснее» Евстафьева Л.С., воспитатель

    Публикации
  • Акция

    Акция "Цветок добра"

    29 апреля в Учреждении прошло мероприятие - Акция "Цветок добра", в котором приняли участие воспитанники, сотрудники, дети с РАС и их родители.

    Новости
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст