Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

  • "Запуск речи неговорящего ребенка" - статья Пекарской Е.В.

    Логопед ГБУ СРЦН «Солнышко» Пекарская Е.В.

    Запуск речи неговорящего ребенка

    Аннотация.

    В статье рассматриваются ключевые методы и стратегии, которые могут способствовать успешному запуску речи у неговорящих детей. Уделяется внимание ранней диагностике и раннему вмешательству, подходам к обучению, а также роли игр и взаимодействию ребенка со взрослым в процессе активизации речи.

    Технология запуска речи неговорящих детей очень актуальна в настоящее время, так как постоянно растет количество неговорящих детей. Многие дети сталкиваются с трудностями в выражении своих мыслей и чувств, что может быть вызвано различными факторами, включая физические, нейропсихологические и социальные аспекты. Говорение — это не просто механический акт, а сложная когнитивная и эмоциональная деятельность, включающая в себя восприятие, мышление и социализацию.

    Для родителей и специалистов, работающих с неговорящими детьми, важно понимать, что запуск речи начинается не всегда с произнесения слов. Это может быть процессом, включающим в себя использование альтернативных методов общения, таких как жесты, мимика, визуальные подсказки и специальные технологии. Каждый ребенок уникален в своем подходе к общению и задача взрослых заключается в том, чтобы создать поддерживающую и стимулирующую среду, которая поможет выявить и развить индивидуальные коммуникативные способности ребенка.

    Развитие речевого общения у неговорящих детей — это задача, требующая комплексного подхода, включающего различные методы и стратегии. Каждый из этих подходов направлен на то, чтобы помочь ребенку преодолеть барьеры в коммуникации и создать основу для выражения своих мыслей и чувств. Рассмотрим ключевые методы и стратегии, которые могут оказаться эффективными в этом процессе.

    1. Ранняя диагностика и раннее вмешательство

    Ранняя диагностика возможных проблем в развитии речи — это важный компонент, обеспечивающий успех в запуске речи. Профессиональная оценка речи и языка может помочь выявить индивидуальные потребности и разработать индивидуализированные планы. Чем раньше ребенок получит поддержку, тем вероятнее его успешное развитие. Важно, чтобы раннее вмешательство основывалась на индивидуальных интересах и сильных сторонах ребенка, что сделает процесс более увлекательным и эффективным.

    2. Использование альтернативных методов общения

    Альтернативные методы общения играют важную роль в поддержке неговорящих детей. Это могут быть жесты, символьные системы или технологические помощники. Например, жестовый язык позволяет ребенку выражать свои мысли без необходимости произносить слова. Визуальные подсказки, такие как карточки с изображениями предметов или действий, могут значительно облегчить процесс обмена информацией. Технологические устройства и приложения для мобильных телефонов, которые поддерживают синтез речи, также предоставляют мощные инструменты для коммуникации.

    3. Сенсорная интеграция

    Это тактильные игры с различными текстурами для улучшения тактильной чувствительности и развития общей и мелкой моторики, что положительно сказывается на артикуляции звуков и развитии речи в целом. Включает в себя проведение специальных упражнений и игр, направленных на стимуляцию различных органов чувств и их интеграцию.

    4. Дыхательная гимнастика

    Одна из ключевых задач логопеда- выработка сильного, длительного и направленного выдоха. Сильный и длительный выдох ртом нужен не только для постановки звуков, но и для формирования правильного темпа речи, умения произносить распространенные предложения, разборчиво говорить слова со сложной слоговой структурой.

    5. Артикуляционная гимнастика

    Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, поэтому очень важно выполнение специальных упражнений, направленных на их укрепление.

    6. Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика при этом представляет собой набор упражнений, направленных на развитие совместных действий систем организма человека.

    7. Музыкально-ритмические игры

    Музыкально-ритмические игры представляют собой эффективный инструмент в работе логопеда с неговорящими детьми. Они помогают развивать эмоциональность, слух, ритм, координацию движений.

    8. Игры для активизации речи

    Игры играют центральную роль в процессе обучения и активизации речи у детей. Данная форма работы могут включать ролевые игры, настольные игры, а также использование театрализованных элементов для вовлечения детей в процесс. Такие методы не только делают обучение более увлекательным, но и позволяют детям развивать социальные навыки, такие как сотрудничество и умение слушать.

    Регулярная практика речевых навыков имеет первостепенное значение для успешного запуска речи. Поддержка и положительная обратная связь укрепляют доверие, подстегивают желание ребенка общаться и способствуют развитию уверенности в себе. Родители и специалисты должны стремиться интегрировать речевые упражнения в повседневную жизнь, создавая ситуации, где ребенок может использовать свои навыки общения. Чем больше у ребенка будет возможностей тренироваться в общении, тем быстрее он сможет преодолеть преграды.

    Публикации
  • Ребята побывали в гостях в Хулиганодоме!

    Ребята побывали в гостях в Хулиганодоме!

    Как здорово, что в нашем городе есть замечательный центр наставничества для подростков "ХулиганоДом".

    Мы с радостью приняли приглашение посетить центр, где всегда нам рады. Сотрудники, волонтеры приготовили ребятам интересную программу: мы готовили вкусную пиццу, занимались в тренажерном зале, играли, мастерили, а главное, общались в прекрасной дружеской, теплой и уютной обстановке. 

    Руководитель БФ "Жизнь без границ" Ефимова М.А. рассказала ребятам об истории центра, его традициях и людях, которые всегда готовы прийти на помощь детям.

    Ребята с большим интересом слушали рассказ и рассказывали про себя и наш центр "Солнышко". И все вместе отметили, что во многом мы очень похожи: мы верим в каждого мальчика и девочку, помогаем поверить в свои силы, быть дружными и жить с увлечением.

    Спасибо за классное время, проведенное в центре. Желаем всему Хулиганодому успехов и новый побед!

    Новости
  • Всемирный день безопасного интернета

    Всемирный день безопасного интернета

    11 февраля - Всемирный день Безопасного интернета.

    Этот день напоминает нам о важности использования надежных паролей, обновления программного обеспечения и осмотрительного поведения в сети. Этот праздник призывает всех к активной защите своих данных и бдительности в онлайн-пространстве.

    С воспитанниками прошла квест - игра "Безопасный интернет ". Ребята приняли активное участие в викторине, играх и конкурсах, посмотрели видео ролики о возможностях интернета и опасностях в сети.

    Все дружно обсудили правила и оформили плакат "Правила безопасности в интернете".

    Главное, что запомнили и отметили дети: "Всегда помнить правила и тогда интернет будет безопасным!"

    Новости
  • Герои нашего города

    Герои нашего города

    В рамках Областной акции «Знаем Героев - чтим память о Великом подвиге!» мы провели беседу с детьми нашего учреждения о героях нашего города и значении памяти о них.

    Мы обсудили, кто такие герои: это могут быть не только известные личности, но и простые люди, которые совершали подвиги во времена трудностей. Дети узнали о тех, кто оставил след в истории нашего города, о людях, которые обучались в одной школе с нашими ребятами и о мемориальных досках, которые напоминают нам о их подвигах:

    - Катунин Андрей Владимирович, обучался в школе № 100, погиб в Чеченской республике при исполнении воинского долга, награжден орденом Мужества посмертно.

    - Свечкарев Владимир Владимирович и Евлампиев Андрей Владимирович, обучались в школе №123, погибли при исполнении воинского долга , награждены орденами Мужества посмертно.

    Мемориальные доски — это памятные знаки, символ уважения и почтения к тем, кто отдал свои силы, а иногда и жизни, ради нашей свободы и жизни в мире.

    Ребята поняли, как важно заботиться о мемориальных досках и помнить о героях. Знание их историй учит нас ценить мир, в котором мы живем, и быть достойными их памяти.

    Новости
  • Болеем за нашу баскетбольную команду

    Болеем за нашу баскетбольную команду

    Продолжается наша дружба с баскетбольным клубом "Пари-НН".

    В минувшие выходные воспитанники групп "Семья" и "Радуга" пришли в очередной раз поддержать любимую команду в игре со столичными соперниками - командой "ЦСКА".

    Замечательно, что к нашему активному досугу начинают присоединяться родители воспитанников!

    Это способствует укреплению детско-родительских отношений. Так, одна из наших семей пришла на игру практически в полном составе и активно поддерживала наших баскетболистов.

    Игра была напряжённой: обе команды очень сильные. До последних секунд счёт был практически одинаковым, преимущество было то на стороне хозяев, то переходило к гостям. Победу одержала команда из Москвы, опередив нижегородских спортсменов всего на несколько очков.

    Мы благодарим команду "Пари-НН" за достойную, шикарную игру! В следующий раз обязательно победите!!! Мы в вас верим!

    Новости
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст