Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Положение о работе школы приёмных родителей
ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Выкса»

1.Общие положения

1.1.Настоящее Положение определяет порядок и организацию деятельности Школы приемных родителей (далее по тексту – Школа).

1.2.Школа функционирует на базе ГКУ «Социально-реабилитационный центр г. Выкса» (далее Учреждение) в рамках деятельности отделения (службы) сопровождения семьи и ребенка в соответствии с Договором № 212 от 27.12.2010г. «О передаче отдельного государственного полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах» и  не является его структурным подразделением.

1.3.Деятельность Школы направлена на подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

1.4.В своей деятельности Школа руководствуется:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом РФ от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • постановлением Правительства РФ от 18.05.2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
  • постановлением Правительства РФ от 14.02.2013г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»;
  • постановлением Министерства образования и науки РФ от 13.03.2015г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей»;
  • совместным приказом министерства образования Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области от 06.07.2012г. № 2095/591 «Об утверждении Программы и Порядка проведения подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
  • совместным приказом министерства образования Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области от 09.04.2013г. № 931/352 «О программе подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2.Цель и задачи Школы приёмных родителей

2.1.Основной целью Школы является психолого-педагогическая, социально-правовая и социально-медицинская подготовка лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

2.2. Задачи Школы:

  • выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
  • помощь гражданам, выразившим желание стать опекунами, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
  • ознакомление граждан, выразивших желание стать опекунами, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии о развитии ребенка и влиянии его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
  • формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
  • ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
  • ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организацией его безопасного воспитания.
  1. Направления работы Школы приёмных родителей

3.1.Информирование граждан, в том числе с использованием средств массовой информации, о возможных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о деятельности Школы.

3.2.Набор в учебные группы лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

3.3.Проведение занятий в Школе в форме лекций, семинаров-тренингов, собеседования.

3.4.Проведение итоговой аттестации Слушателей школы в форме тестирования, собеседования и выдача Свидетельств о прохождении программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

3.5.Составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять без попечения родителей, к приёму детей на воспитание в семью.

4.Организация деятельности Школы приёмных родителей

4.1.Общее руководство работой Школы осуществляет заместитель директора Учреждения по воспитательной работе, подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, осуществляют:

  • социальный педагог;
  • педагог-психолог / психолог;
  • другие специалисты, в т.ч. сторонних организаций, по согласованию с администрацией Учреждения.

4.2.К категории граждан, имеющих право на прохождение подготовки в Школе, относятся совершеннолетние граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.

Форма заявления утверждается директором Учреждения.

4.3.Прием заявлений от граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) усыновителями о зачислении в Школу на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляет заместитель директора Учреждения по воспитательной работе.

4.4.Заявление о зачислении на курсы подготовки в Школе принимаются независимо от места жительства граждан, выразивших желание стать опекунами с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Заявления регистрируются в Журнале учета заявлений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4.5.Подготовка лиц, выразивших желание стать опекунами в Школе, осуществляется на безвозмездной для граждан основе.

4.6.Зачисление на курсы подготовки по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и утверждение Графика проведения занятий Школы производится на основании приказа директора Учреждения в течение не более одного месяца со дня принятия заявления.

4.7.Подготовка в Школе обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

  • для усыновителей, опекунов, приемных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и не полнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;
  • для усыновителей, которые были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
  • для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию;
  • граждане, имеющие перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.

4.8.Подготовка осуществляется в группе, численность которой не должна превышать 15 человек.

4.9.Занятия проводятся в очной форме в рабочие дни в вечернее время по программе, утверждённой совместным приказом министерства образования Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области от 09.04.2013г.  № 931/352 «Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Заявитель заранее уведомляется о дате, времени и сроках подготовки в Школе.

4.10.Объем Программы составляет 80 академических часов, включающих 22 часов лекций, 58 часов семинаров-тренингов, 2 часа собеседований. Период подготовки не более трех месяцев.

4.11.Слушатели Школы во время обучения могут получить консультацию социального педагога, педагога-психолога/психолога, по социально-педагогическим, социально-психологическим, социально-медицинским и социально-правовым вопросам.

4.12.Психологическое обследование граждан в процессе подготовки проводится только с письменного их согласия. Результаты психологического обследования передаются гражданину лично. Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина.

4.13.Специалистами, осуществляющими подготовку граждан в Школе, ведётся Журнал учёта посещений Слушателями занятий. В случаи пропуска более 30% от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе Слушателей.

4.14.По окончании курса подготовки проводится итоговая аттестация Слушателей Школы в форме собеседования и тестирования. Для проведения итоговой аттестации приказом директора утверждается состав аттестационной комиссии.

4.15.Результаты итоговой аттестации вносятся в протокол аттестационной комиссии.

4.16.Не позднее 3 дней с момента завершения курса, Слушателю Школы, прошедшему итоговую аттестацию, выдается Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей установленного образца (форма утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и формы Свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ»).

4.17.Свидетельство подписывается директором Учреждения. Срок действия свидетельства неограничен. Выданное свидетельство регистрируется в реестре учета выданных свидетельств о прохождении подготовки Заявителей в Учреждении. Реестр ведется в пронумерованной и прошнурованной книге, скрепленной печатью учреждения.

4.18.Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

  • отказ от прохождения подготовки Слушателем на основании личного заявления;
  • пропуски занятий по подготовке Слушателей;
  • не прохождения Слушателем итогового собеседования.

5.Документация Школы

5.1.Журнал регистрации заявлений граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями, усыновителями.

5.2.Приказы о зачислении на курсы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5.3.Журнал учета посещения Слушателями занятий в Школе.

5.4.Учебно-тематический план.

5.5.Реестр выдачи свидетельств о прохождении подготовки Заявителей.

5.6.Личные дела заявителей.

5.7.Положение о Школе приемных родителей.

5.8.Программа подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

5.9.Расписание занятий.

5.10.Отчеты о работе Школы.

6.Кадровое обеспечение

6.1.Подготовку Слушателей Школы осуществляют специалисты отделения (службы) сопровождения семьи и ребенка Учреждения.

6.2.По согласованию привлекаются специалисты по охране детства и иные специалисты, к компетенции которых относятся вопросы, предусмотренные программой подготовки Слушателей.

6.3.Состав специалистов, осуществляющих подготовку Слушателей, утверждается приказом директора Учреждения.

7.Требования к слушателям Школы приёмных родителей

7.1.Слушатели Школа должны:

  • уважительно относиться к друг другу и преподавателям, не давать оценки их личности;
  • говорить только о собственных чувствах, не навязывать свою точку зрения другим;
  • не вести религиозную, политическую или коммерческую пропаганду и рекламу;
  • незамедлительно ставить в известность специалистов Школы о возможном опоздании, отсутствии на занятии;
  • своевременно возвращать, получаемые методические (информационные) пособия.

8.Материально-техническое обеспечение деятельности Школы

8.1.Учреждение предоставляет помещения и необходимую мебель, оборудование для проведения занятий в Школе.

8.2.Занятия в Школе могут быть организованы на базе иных учреждений и организаций, которые на безвозмездной основе предоставляют помещение и необходимое оборудование.

8.3.Учреждение не обеспечивает слушателей Школы канцелярскими принадлежностями.

9.Управление деятельностью Школы

9.1.Ответственным за организацию работы Школы, качество и доступность услуг является директор Учреждения.

9.2.Непосредственное руководство работой Школы осуществляется заместителем директора Учреждения  по воспитательной работе на основании приказа.

9.3.Персональная ответственность руководителя Школой и специалистов, осуществляющих подготовку Слушателей, закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

10.Контроль за деятельностью Школы

10.1.Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных настоящим положением, осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, директором Учреждения, учредителем или его уполномоченным представителем, должностными лицами органом местного самоуправления городского округа город Выкса, ответственными за организацию работы по подготовке Слушателей.

10.2.Текущий контроль осуществляется лицами, указанными в п.10.1, путем проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами Учреждения нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области, анализа планов, отчетов, документации, записей в книге жалоб и предложений, результатов опроса и анкетирования Слушателей, собеседования со специалистами, посещения занятий с целью определения качества подготовки Слушателей и др.

10.3.Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается органами местного самоуправления,  учредителем или его уполномоченным представителем.

11.Заключительные положения.

11.1.Решение о прекращении деятельности Школы выносится Управлением образования при администрации городского округа город Выкса Нижегородской области.

11.2.Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения
директором Учреждения.

11.3.Срок действия настоящего Положения не ограничен.

11.4.Любые изменения и дополнения к настоящему Положению нему утверждаются директором Учреждения.


Скачать положение

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст