Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия сайта

Публикации

Я работаю в ГБУ СРЦН «Ласточка» Нижегородского района гор. Н.Новгорода в должности логопеда более 12 лет. Воспитанники, которые поступают в  наш центр, в силу трудных жизненных ситуаций в семье, чаще всего не посещают дошкольные учреждения, имеют социально-педагогическую запущенность, нервно-психические нарушения и ряд сопутствующих заболеваний. Для таких воспитанников характерно нарушение многих сторон деятельности: высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, множественные и достаточно сложные речевые нарушения.

Так как между речью и моторикой  существует прямая зависимость, в двигательном развитии таких воспитанников наблюдается отставание  по различным параметрам: это низкий уровень ловкости,  быстроты,  точности в  общей, мелкой и артикуляционной моторике.  Это накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом, затрудняет  общение и адаптацию в детском коллективе.

Задача логопеда СРЦН – скорректировать речь с помощью различных методов и приемов.  Одним  из эффективных вспомогательных средств   работы логопеда по профилактике и коррекции различных нарушений речи является логоритмика.  Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, эффективный метод  логопедической работы по развития речи ребенка. Логоритмические упражнения помогают преодолевать речевые  нарушения путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и ритмом.

Когда я  стала применять элементы логоритмики на своих занятия, то  отметила, что детям очень нравится данный вид работы. Игры и упражнения предлагались детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под счёт или словесное стихотворное сопровождение. Использование музыки, как ритмической основы, в хороводах, танцах, песнях и речевых упражнениях,  стало возможным с привлечением музыкального работника нашего учреждения Тимофеевой А.Е.

Используя в работе логоритмические упражнения, мы увидели, как благотворно они влияют на наших воспитанников с так называемым речевым негативизмом, так как создают положительный эмоциональный настрой речи, мотивацию к выполнению коррекционных упражнений. Дети с удовольствием включаются в пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Таким образом,  возникла необходимость создания программы по  логоритмике. На основании полученной нашим учреждением в 2016 году лицензии на право оказывать образовательные услуги, логопедом и музыкальным руководителем была разработана дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Развитие правильной речи у детей на музыкально-логоритмических занятиях».

          Цель программы – преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.   Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, ритма, музыки  и движения.

Работа на логоритмических занятиях строится по двум основным направлениям: развитие речевых и неречевых процессов.  
Направление развития речи детей и коррекция  речевых нарушений включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Развитие неречевых процессов предполагает  совершенствование общей моторики, координацию движений, ориентацию в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей.

Каждое занятие программы имеет определенную структуру: оно содержит  подготовительную, основную и заключительную части.

В подготовительной части используются вводные упражнения для развития умения вслушиваться в  обращенную речь, развития слухового внимания, создания положительного эмоционального настроя.

В основной части используются:    просмотр  мини-презентаций с целью активизации знаний и расширения словарного запаса по теме занятия;  двигательные упражнения в сочетании с рифмованным текстом  для развития  умения  владеть своим телом, укрепления  мышц, развития  чувства  ритма;  артикуляционные упражнения для уточнения правильного звукопроизношения, развития подвижности языка, челюстей, губ; пение для укрепления голосового аппарата; речедвигательные игры с использованием простейшего стихотворного текста для развития  чувства темпа,  ритма, координации  речи с движением;  дыхательные упражнения для развития длительного, плавного неречевого выдоха;  пальчиковые игры для развития мелкой моторики;   подвижные игры для  координации слова и движения.

В заключительной части используются  релаксационные упражнения для  снятия мышечного и эмоционального напряжения, подводятся итоги и позитивно оценивается деятельность детей.

   Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли детям  занятия, получают ли они удовольствие от них. Воспитанники нашего центра с удовольствием приходят на логоритмические занятия, потому что это весело и интересно. Занятия логоритмикой требуют от  воспитанников внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают детям становиться более раскрепощенными, эмоциональными.

      Мы  работаем по программе  «Развитие правильной речи у детей на музыкально-логоритмических занятиях» уже четыре года и убедились в  том, что логоритмические занятия улучшают качество речи детей, развивают  их коммуникативные навыки, и, как следствие, способствуют эффективной адаптации, реабилитации и социализации воспитанников.

                                                                  Учитель-логопед Кирюхина Н.В.

ГБУ СРЦН «Ласточка» Нижегородского района гор. Н.Новгорода

 
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст