Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Положение об отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (стационарное отделение)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (далее – стационарное отделение), являющегося структурным подразделением ГКУ «СРЦН «Солнышко» Ленинского района г. Нижнего Новгорода» (далее – учреждение) и регламентирует организацию образовательной деятельности в стационарном отделении.

1.2. Стационарное отделение предназначено для:

  • временного проживания несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении  с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия в соответствии с утвержденными нормативами;
  • предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним с учетом их индивидуальных потребностей, в условиях круглосуточного пребывания в учреждении;
  • организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам).

1.3. Деятельность стационарного отделения контролирует директор учреждения и заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. Непосредственное руководство стационарным отделением осуществляет заведующий, который организует учебно-воспитательный реабилитационный процесс.

1.5. Стационарное отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями учреждения, а также с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

1.6. В своей деятельности специалисты стационарного отделения руководствуются:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным Законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Приказом Минобрнауки от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области»;
  • иными нормативными правовыми актами в сфере социального обслуживания, образования, защиты прав и законных интересов ребенка, Уставом учреждения и настоящим Положением.

1.7. В положение о стационарном отделении могут быть внесены изменения, в соответствии с действующим законодательством.

2. Цели и задачи стационарного отделения

2.1.Основными целями деятельности стационарного отделения являются:

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • организация дополнительного образования несовершеннолетних как целенаправленного процесса воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ).

2.2. Задачи стационарного отделения:

  • Социальное обслуживание несовершеннолетних, с учетом их индивидуальных потребностей;
  • Мобилизация внешних и внутренних ресурсов семьи в преодолении трудной жизненной ситуации через совместную деятельность родителей (законных представителей) со специалистами учреждения;
  • Мониторинг динамики реабилитационного процесса несовершеннолетних;
  • Организация и осуществление образовательной деятельности с несовершеннолетними с учетом их возрастных особенностей и времени пребывания в учреждении.

3. Основные направления деятельности стационарного отделения

3.1. Прием и размещение несовершеннолетних из приемного отделения по возрастным реабилитационным группам, активное содействие в адаптации к новым условиям пребывания несовершеннолетних;

3.2. Уход за детьми, организация всестороннего развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории учреждения;

3.3. Проведение социальной, медицинской, психологической и педагогической диагностики, с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, осуществление контроля за их реализацией, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3.4. Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности, восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;

3.5. Организация досуга и отдыха несовершеннолетних (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных праздников, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;

3.6. Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам;

3.7. Предоставление возможности в период пребывания в учреждении посещать общеобразовательные учреждения и организации дополнительного образования (секции, кружки, студии, иные объединения по интересам);

3.8. Оказание помощи в обучении детей по школьным программам (контроль за выполнением и проверка домашнего задания);

3.9. Оказание психологической (психолого-педагогической) помощи несовершеннолетним;

3.10. Осуществление всех возможных мероприятий для возвращения ребенка в кровную семью (работа с семьей: консультации, беседы с родителями (законными представителями), осуществление социального патронажа семей и др.) либо оказание содействия дальнейшему жизнеустройству детей, максимально отвечающего их интересам;

3.11. Восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

3.12. Участие в работе социального консилиума специалистов;

3.13. Осуществление межведомственного взаимодействия по профессиональной деятельности;

3.14. Введение отчетной документации по деятельности стационарного отделения.

4. Условия и порядок социального обслуживания в стационарном отделении

4.1. В стационарное отделение несовершеннолетние переводятся из приемного отделения учреждения.

4.2. При поступлении ребенка в стационарное отделении используются медицинские данные приемного отделения, а личное дело несовершеннолетнего, начатое в приемном отделении, передается специалистам отделения социально-правовой помощи, в котором продолжается дальнейшее формирование личных дел воспитанников, отражающих полную информацию о ребенке, его семье и предоставленных социальных услугах в соответствии с требованиями к порядку ведения личных дел несовершеннолетних, находящихся на стационарном обслуживании в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (утв. приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 10.12.2013 г. № 937).

4.3. Социальное обслуживание несовершеннолетних осуществляется с учетом их индивидуальных потребностей, указанных в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетних.

4.4. В стационарном отделении воспитанникам учреждения предоставляется комплексная социальная услуга, включающая в себя следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности несовершеннолетних в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья детей путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния несовершеннолетних для адаптации в социальной среде;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности детей, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов детей.

4.5. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним направлено на улучшение условий их жизнедеятельности.

4.6. Социальное обслуживание воспитанников осуществляется в условиях круглосуточного пребывания в учреждении в объеме и сроках, установленных в индивидуальной программе социальной реабилитации каждого несовершеннолетнего.

По факту предоставления социальных услуг в индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего делается отметка о выполнении.

4.7. Срок пребывания несовершеннолетних в стационарном отделении, а также их социальные проблемы и потребности, формы и методы работы с ними, оптимальные пути их дальнейшего жизнеустройства определяются на социальном консилиуме специалистов, обеспечивающих социально-реабилитационный процесс (далее – социальный консилиум).

В случае необходимости по решению социального консилиума срок социального обслуживания несовершеннолетнего, установленный в его индивидуальной программе социальной реабилитации может быть продлен.

4.8. Несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении могут посещать родители (законные представители) и родственники. Контакты несовершеннолетнего с родителями могут быть ограничены только по решению суда (лишение родительских прав) или при наличии оснований, что поведение родителя может угрожать причинением серьезного вреда ребенку либо другим детям в учреждении.

4.9. Не допускается содержание в стационарном отделении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками психического заболевания. В случае выявления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

4.10. Снятие (отчисление) несовершеннолетнего с социального обслуживания в стационарном отделении осуществляется в следующих случаях:

1) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации несовершеннолетнего в связи:

а) с решением или снижением остроты проблемы, лежащей в основе трудной жизненной ситуации и возвращением ребенка в кровную семью;

б) с дальнейшим жизнеустройством ребенка: передача несовершеннолетнего на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью либо в иное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) отказ несовершеннолетнего от социального обслуживания (в случае поступления несовершеннолетнего в учреждение по личному заявлению) или отказ родителей (законных представителей) от социального обслуживания (в случае поступления ребенка в учреждение по личному заявлению родителей (законных представителей)): отказ оформляется письменным заявлением несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) на имя директора учреждения с проставлением соответствующей отметки в индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего;

3) возникновение у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в стационарной форме, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации.

4.11. Решение о снятии с социального обслуживания несовершеннолетнего принимается на заседании социального консилиума и оформляется приказом директора учреждения.

5. Организация образовательной деятельности в стационарном отделении

5.1. Для воспитанников учреждения, находящихся на социальном обслуживании в стационарном отделении, организуется образовательная деятельность по дополнительным  общеразвивающим программам (далее – дополнительные программы).

5.2. Целью дополнительного образования является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников.

5.3 Основными задачами дополнительного образования являются:

  • предоставление образовательных услуг по реализации дополнительных программ;
  •  сохранение благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья, разностороннего развития личности, с учетом индивидуальных потребностей;
  • организация методической работы с сотрудниками, направленной на сопровождение реабилитационного процесса.

5.4. Организация дополнительного образования с воспитанниками осуществляется с учетом времени пребывания их в учреждении, возрастных особенностей, уровня первоначальных знаний и умений, степени дезадаптации воспитанников. Дополнительные программы реализуются  в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

5.5. Содержание дополнительных программ и сроки обучения по ним определяется образовательными программами, разработанными и утвержденными ГУ СРЦН "Солнышко",  осуществляющим образовательную деятельность, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

Занятия в объединениях дополнительного образования могут проводиться по дополнительным программам различной направленности (технической, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, естественнонаучной).

5.6. Организация образовательного процесса в стационарном отделении регламентируется образовательными программами дополнительного образования и расписанием занятий.

5.7. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима воспитанников администрацией ГУ СРЦН "Солнышко" по представлению педагогического работника с учётом возрастных особенностей воспитанников. Расписание занятий утверждается директором учреждения.

5.8.  К основным видам образовательной деятельности относятся:

  • предоставление педагогических услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ:
  • организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
  • гражданское становление (оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным жизненным проявлениям);
  • предупреждение и профилактика асоциального поведения;
  • нравственное развитие;
  • развитие трудовых навыков;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • экологическое воспитание;
  • организация и проведение занятий с детьми дошкольного возраста по музыкально-эстетическому развитию, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, речевому развитию;
  • организация досуга (посещение театра, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, праздников, соревнований и других мероприятий, в т.ч. вместе с родителями (законными представителями);
  • предоставление психологических услуг по коррекции выявления нарушений психической деятельности ребенка и развитию основных психических функций:
  • психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого воспитанника, определения степени отклонений в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки и корректировки индивидуальной программы социальной реабилитации.

5.9. Прием воспитанников на обучение по дополнительным программам осуществляется по личному заявлению воспитанника с учетом согласования с  родителями (законными представителями).

5.10. Зачисление воспитанников на дополнительное образование осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы.

5.11. Педагогический работник самостоятелен в выборе системы диагностики воспитанников. В ходе осуществления образовательной деятельности могут использоваться разнообразные методы и формы диагностики: тесты, творческие задания, опросы, собеседования, участие в  конкурсах, выставки работ, анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение и другие. Данные результаты могут быть отражены в дневнике педагогического наблюдения, диагностических картах, других формах представления результатов диагностики.  

5.12. Непосредственное руководство образовательным процессом осуществляет заместитель директора, который организует работу по осуществлению образовательной деятельности и несет ответственность за ее результаты.

6. Организация работы стационарного отделения

6.1. Стационарным отделением руководит заведующий, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности  приказом директора учреждения.

6.2. В стационарном отделении формируются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по возрасту.

6.3. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

6.4. В целях разработки и утверждения индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, координации, оценки хода осуществления и контроля реализации реабилитационных мероприятий создается социальный консилиум.

6.5. В стационарном отделении создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующим эмоциональному, духовному, нравственному и физическому воспитанию и развитию детей.

6.6. Организация питания несовершеннолетних осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей.

6.7. В стационарном отделении выделяются помещения для отдыха, сна, питания, проведения гигиенических процедур, группового общения, самоподготовки к учебным занятиям, психолого-педагогических занятий, занятий по дополнительным образовательным программам (дополнительным общеразвивающим программа), организации досуга в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СанПиН 2.4.3259-15

6.8. Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, в обязательном порядке посещают образовательные организации.

6.9. Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утверждаемым директором учреждения, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие детей.

6.10. Специалисты стационарного отделения осуществляют свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения, настоящим положением и должностными инструкциями специалистов.

6.11. Специалисты стационарного отделения несут ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на них должностных обязанностей, а также персональную ответственность за жизнь и здоровье детей в течение всего социально-реабилитационного и учебно-образовательного процессов.

 

Скачать положение

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст