Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия сайта

Публикации

Рекомендации родителям: адаптация первоклассников к школе.

        Начало школьного обучения - новая ступень на жизненном пути ребенка. Переход на эту степень часто является непростым этапом как для ребёнка, так и для родителей, так как вносит большие перемены в их жизнь.

Жизнь старшего дошкольника сильно отличается от жизни первоклассника:

• В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детьми в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

• В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.

• Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.

Дети попадают в более строгую систему требований к ним

.• Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

       Таким образом, у первоклассника происходит смена привычного образа жизни, социального статуса, переход ведущего типа деятельности. Процесс приспособления к этим изменившимся условиям и называется адаптацией.

       Адаптация первоклассника к школе — это процесс социализации ребёнка, вступление в новую систему отношений и взаимодействий.

       Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. На успешность адаптации ребенка к школьной среде влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся положительные взаимоотношения «ученик - ученик; положительные взаимоотношения «учитель - ученик»; положительная психологическая атмосфера в классе; отсутствие отметок; благоприятные семейные взаимоотношения. Внутренние факторы адаптации включают познавательную мотивацию ребенка; сформированность всех аспектов готовности детей к школьному обучению; психическое и физическое здоровье ребенка; умение ребенка правильно реагировать и справляться с трудной жизненной ситуацией.

      Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.

Важную роль в процессе адаптации первоклассника к школе играют родители. Чем мягче пройдёт адаптационный период, тем благоприятней сложится школьная жизнь ребёнка, успехи в учебе и отношения со сверстниками. Психологический настрой очень важен для первоклассников и родителям важно помочь ребёнку безболезненно пройти этот непростой жизненный период.

     Рекомендации родителям первоклассников в период адаптации.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную.

    Физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

1. Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

2. Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3. Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

   Рекомендации:

1. Соблюдение режима. Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения эмоционального равновесия.

2. Приступив к выполнению уроков, следите за сменой его деятельности. Концентрация внимания у ребёнка не превышает 10 – 20 минут. Потому необходимо периодически прерываться и предоставлять ребёнку возможность физической разрядки (побегать, попрыгать, потанцевать и т.д.).

3. Поддерживайте двигательную активность ребёнка (физические упражнения, игры на свежем воздухе, пешие прогулки и т.д.).

4. Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

   Психологическая адаптация

        Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

   Рекомендации:

1. Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.

2. Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.

3. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.

4. Помните, что каждый ребенок индивидуален. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

5. Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.

6. Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у ребёнка проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.

7. Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом.

   Социальная адаптация.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки.

   Рекомендации:

1. С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.

2. Серьёзно относитесь к трудным и конфликтным ситуациям у ребёнка в школе; внимательно выслушивайте, помогайте в разрешении. Помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

В социально-реабилитационный центр «Солнышко» поступают дети в возрасте от 3 до 18 лет, имеющие трудности в социальной адаптации, оставшиеся без попечения родителей, оказавшихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Большинство воспитанников проживало в семьях группы риска, находилось в неблагополучной социальной среде. Сложная жизненная ситуация, которую пришлось пережить этим детям, нарушение детско-родительских отношений являются основаниями для возникновения нарушений во всех сферах развития: эмоционально-волевой, коммуникативной, когнитивно-познавательной. Для большинства детей характерны: эмоциональная неустойчивость, непринятие себя, ощущение неуверенности, неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, наличие выраженных страхов, трудностями во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, наличие конфликтов с окружающими, непринятие правил поведения, принятых в обществе. Все эти факторы затрудняют адекватную адаптацию, могут привести к негативной социализации и к дезадаптации данной категории детей.

Мы считаем, что в основе многих их вышеперечисленных нарушений лежит неудовлетворённость базовых потребностей детей в безопасности, принятии, уважении и признании. Большинство детей, проживающих в неблагополучных семьях, из-за пренебрежение родителями их нуждами, чувствуют себя отвергнутыми и ненужными. Таким образом, у ребёнка нарушается базовое право – «право быть».

Ощущение «Я есть. Я имею право быть» является базовым в жизни любого человека и формируется с самого рождения. Нарушение этого права приводит к отсутствию у ребёнка представления о себе, своём месте в семье и обществе, неуверенности в себе, трудностям с установлением личных границ и ощущением границ другого.

По нашему мнению, одним из способов восстановить у ребёнка «право быть» является празднование его Дня Рождения. Это позволит ему ощутить свою уникальность и значимость. Ведь День Рождения – особенный, индивидуальный праздник, день, когда человека поздравляют с тем, что он появился в этом мире. Согласно давней традиции, всё внимание в этот день обращено только на именинника.

Часто мы сталкиваемся с тем, что в учреждениях есть традиция проведения праздника «Дня именинников», в процессе которого поздравляют с Днём Рождения нескольких детей, родившихся в этом месяце. Мы же считаем, что очень важно, чтобы празднование совпадало с днём рождения ребёнка, потому что именно в этот день ребёнок ждёт чуда, осуществления всех своих желаний. Персональное празднование Дня Рождения является проявлением внимания, демонстрации уважения к ребёнку, как к личности, и доказательством любви.

Правильно и интересно организованное празднование Дня Рождения предоставляет ребёнку возможность получить и проявить позитивные чувства, способствует формированию эмоционального благополучия. Составляющими эмоционального благополучия являются чувство уверенности, защищённости, положительное восприятие себя окружающими, одобрение и признание другими.

Возникает вопрос как же правильно всё организовать? Прежде всего, необходимо составить сценарий праздника, сюжет которого должен отталкиваться от интересов и увлечений ребёнка. Так например, в нашем учреждении для любителя футбола устраивался квест со спортивной тематикой; для ребёнка, увлекающегося катанием на коньках, в сценарий праздника включалось посещение катка; для любителей музыки и танцев организовывалась дискотека; маленькая любительница сладостей смогла побывать в собственном королевстве конфет и даже стать его королевой; а юноша с необычным интересом и любовью к шляпам стал частью модного показа различных головных уборов и поучаствовал в необычных играх с применением шляпы.

Часть сценария (которая не является сюрпризным моментом) должна совместно разрабатываться и согласоваться с именинником. Это даст ему возможность ощутить контроль над ситуацией, выразить свои желания и почувствовать себя услышанным. Ребёнок может принимать участие в накрытии праздничного стала, приготовлении развлечений и сюрпризов для гостей. Более взрослые воспитанники могут придумать самостоятельно или подобрать совместно со взрослым групповые игры, подготовить музыкальное сопровождение, в соответствии со своими интересами и способностями организовать выступление перед гостями (спеть песню, станцевать танец, показать мастер класс по одному из видов творческой или спортивной деятельности). Вовлекая ребёнка в процесс подготовки и проведения праздника, мы предоставляем ему возможность проявить свои способности, раскрыть таланты, воспитать ответственность, умение взаимодействовать и договариваться с окружающими.

Стоит обратить внимание на то, что групповые игры, используемые для праздника, играют важную роль. При их подборе, необходимо учитывать, что игра может быть направлена на снижение эмоционального напряжения, снятие внутренних зажимов, проявление спонтанности, повышение уверенности себе, развитие творческого потенциала и познавательных процессов, развитие эмпатии и навыков взаимодействия с окружающими, сплочение коллектива и формирование позитивной атмосферы. Приведём несколько примеров таких игр, проводимых на Дне Рождения, детей младшего школьного и подросткового возраста: «Крокодил», «Правда или действие», «Угадай кто», «Это или то», «Ассоциации», «Путаница», «Твистер», «Фанты», «Нелепица», «Шляпа», «Делай как я», «Мафия», «Два факта, одна ложь» и др.

Огромное значение празднование Дня Рождения имеет не только для именинника, но и для других детей, участвующих в организации этого события. Во время подготовки и в процессе самого праздника дети имеют возможность самореализоваться: показать свои способности, таланты, умения, подчеркнуть свою индивидуальность. Творческие способности ребят всегда проявляются в подготовке подарка: рисование открыток, плакатов; создание коллажа из фотографий именинника и вырезок из журналов; создание подделок. В качестве подарка также может выступать творческий номер (песня, танец) или проведение мастер класса по любой тематике. В процессе подготовки, безусловно, развиваются организаторские и коммуникативные способности воспитанников. Очень важным, на наш взгляд, является и предоставление детям возможности выразить положительное отношение к другому, учиться радоваться чужому счастью и самим создавать условиях для положительных эмоций окружающих.

За предыдущий год в нашем центре было организовано и проведено День Рождение 26 детям. Большая часть воспитанников впервые праздновала свой День Рождения таким образом: с предварительной подготовкой, интересным сценарием, совместными играми, сюрпризами и подарками. Многие дети были приятно удивлены, что праздник не ограничивается застольем, а включает в себя творческую деятельность, любимые занятия и интересные поздравления.

С увлечением жить интереснее?!

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя»

А.С. Макаренко

Жизнь сама по себе уникальна и прекрасна. Но если в нашей жизни появляется любимое занятие, увлечение – хобби, тогда жизнь приобретает еще больше смысла и становится ярче. А мы, взрослые, дарим детям жизнь, а они нам дарят смысл.

Приоритетной задачей Российской Федерации является воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где сказано: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Выполнение этих задач требуют консолидации усилий всех, кто работает с детьми.

Одним из важнейших факторов, способствующих формированию личности, развития адекватной самооценки, является наличие у человека разнообразных увлечений. Хобби, увлечения занимают немаловажное место в жизни человека, особенно подростка. Подростковый возраст - время, когда ребенок ищет себя. Это время экспериментов, проб и ошибок. Стремление найти свою индивидуальность заставляет искать разные способы самовыражения, одним из которых и является хобби. Подросток, занятый своим любимым делом, лучше формирует в себе определенные черты характера, необходимые в современном мире, такие, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, общительность, уважение к людям, доброжелательность, стойкость, силу воли.

На мой взгляд, эта тема обладает несомненной актуальностью. Во-первых, увлечения подростков являются одним из эффективных способов познания окружающей действительности, науки, искусства, которые позволяют им приобрести новые знания и навыки, полезные для последующей жизни. Во-вторых, они позволяют выявить способности и интересы подростка, помогают ему в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Современные социологические исследования по данной теме отмечают ряд причин, по которым подростку стоит иметь хобби.

1. Открытие страсти.

Подросток может не знать, что он любит, например, искусство, спорт, кулинарию, пока не попробует это.

2. Развитие навыков.

Подростки могут сделать большой шаг вперед, когда они сосредотачиваются на том, что они выбирают, и тратят время, делая это своими руками.

3. Знакомство с новыми людьми.

Занимаясь спортом, изучая игру на музыкальных инструментах или вступая в яхт-клуб, подростки знакомятся с новыми людьми, с которыми у них возможности общаться в повседневной жизни.

4. Повышение самооценки.

Когда подросток преуспевает в чем-то, связанном с его хобби, например, в разучивании нового танца, или написании стихотворения, - это укрепляет его уверенность в себе, чувство собственного достоинства, повышает общее психическое и эмоциональное благополучие.

5. Самоудовлетворенность и самоуважение.

Это похоже на чувство собственного достоинства, но это не одно и то же. Например, подросток, который любит плотницкую работу, может смастерить деревянный стол или стул и с гордостью сказать: « Я это сделал!". Самоудовлетворенность и самоуважение - это особые чувства, которые важно испытывать каждому, особенно подростку.

6. Управление временем.

Интересные увлечения учат подростков, как правильно использовать свое свободное время. Вместо того, чтобы проводить весь день на диване с планшетом или игровой приставкой, они учатся планировать время. Они узнают, как совместить свое хобби с учебой, семейными обязанностями и общением с друзьями - а это не всегда легко.

7. Самопознание.

Большинство взрослых знают, что в поиске себя заключается много проб и ошибок: человек пробует одно, ему это не нравится, поэтому он пробует другое. Подростковые годы - прекрасное время, чтобы погрузиться в этот процесс.

8. Регуляция эмоций.

Занимаясь интересной деятельностью, подросток вынужден учиться справляться с раздражением, разочарованием, когда у него что-то не получается. Этот навык справляться со своими негативными эмоциями наверняка пригодится ему во взрослой жизни.

9. Стойкость.

Во время занятий хобби дела не всегда идут идеально. Подростки, которые понимают, как оправиться от удара и идти дальше, получают хороший старт в жизни. Чем раньше подросток научится справляться с трудностями, тем легче ему будет во взрослой жизни.

10. Ценность работы.

Хотя мы не всегда согласны с тем, что все хорошее в жизни происходит только в результате тяжелой работы, мы все-таки считаем, что без труда невозможно достичь хорошего результата. Когда подросток что-то делает, ему приходится тратить время и прилагать усилия для завершения своего проекта. И именно в подростковом возрасте закладывается понимание того, что и как нужно делать, чтобы стать успешным в жизни. Некоторые виды хобби предназначены просто для хорошего времяпрепровождения. И это важно: хобби дает возможность занять время, снять стресс, расслабиться. Увлекаться можно, казалось бы, чем-то несущественным, но это помогает чувствовать себя хорошо и дает энергию для достижения успеха в основной деятельности.

Согласно данным исследования, подростки в основном проводят свое время в течение дня:

сон - 8,6 часа в день (8 часов 36 минут);

учеба, включая выполнение домашних заданий - 6,6 часа в день (6 часов 36 минут);

медиа / связь - 2,3 часа в день (2 часа 18 минут);

еда - 1 час в день;

активный отдых - 1,4 часа в день (1 час 24 минуты);

занятия спортом – 0,7 часов в день, или 42 минуты;

подработка - 0,5 часа в день, или 30 минут;

помощь по дому - 0,2 часа в день, или 12 минут;

другие виды деятельности - 2,7 часа в день (2 час 42 минуты).

Подростки ежедневно тратят около 5 часов своего свободного времени на то, что мы, взрослые, вероятно, считаем непродуктивным - например, использование средств массовой информации / телевидения и тому подобное. Разумеется, подростки нуждаются в отдыхе, им, как и взрослым, нужны простые вещи для расслабления. Но нужно ли подросткам пять часов отдыха в день? Очевидно, нет. Для подростков это похоже на ситуацию, созданную специально для того, чтобы сбиться с пути и попасть в беду. Подростки, имеющие увлечения, менее склонны к рискованному поведению, чем подростки без увлечений. У подростков, которые не имеют хобби, на 57% больше шансов бросить школу; 49% подростков без хобби начинают употреблять наркотики, а 35% - курить в средней школе; 37% становятся родителями-подростками; 27% имеют шанс быть арестованными. Вывод: наличие хобби снижает риски. Главное, чтобы увлечение не было деструктивным.

Сегодняшний мир готов предложить огромное разнообразие всевозможных увлечений. Но в настоящее время многие увлечения требуют больших материальных затрат. А воспитанники учреждений, подобных нашему, часто лишены материальной поддержки семьи; многие дети и вовсе остались без попечения родителей в силу разных жизненных ситуаций и социальных проблем. Нужно также сказать о низком уровне доходов семей воспитанников. В основном это малообеспеченные семьи, есть среди них многодетные и неполные семьи. Высок процент неблагополучных семей, в которых детям не оказывают должного внимания, родители отстранились от вопросов воспитания. Невысокий образовательный уровень родителей также является причиной незнания, чем занять детей в свободное время.

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит к духовной нищете, внутренней опустошенности, лени и безделью. Ребята уже привыкли к пассивности, много времени проводя в интернете, у телевизора, просматривая без разбору всё, что показывают. Отсюда возникают всевозможные асоциальные формы поведения подростков: бесконтрольное гуляние по улицам, употребление психоактивных веществ, суицидальные состояния, совершение правонарушений. И в этом случае досуг, активный, позитивный, радостный, является своеобразным мостиком в неорганизованный, полный опасности и такой неповторимый, увлекательный мир детей. “Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портятся голова, сердце и нравственность”, - писал Ушинский. Важно увлечь ребят, чтобы их жизнь была полной, яркой, разнообразной. Увлеченность позволяет выделяться из окружающего мира. А желание быть не таким, как все, является очень важным мотивом деятельности подростка. Важно показать ребятам увлекательный мир, где им будет интересно, спокойно и радостно. Заставить ребят петь и танцевать, ставить спектакли, играть на музыкальных инструментах, участвовать в различных спортивных соревнованиях и конкурсах невозможно. Для успешной социализации надо увлечь, убедить, показать важность увлечения в жизни человека, помочь ребятам сделать правильный выбор.

Хобби, увлечение - это любимый вид деятельности, приносящий удовлетворение. Но существует разница между понятиями «хобби» и «увлечение». Увлечение — то, что человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время, оно может быть не продолжительным. А своему хобби человек уделяет много своего времени, порой жертвуя чем-либо ради этого занятия. То есть увлечений может быть много, а хобби, чаще всего, одно. Таким образом, мы рассматриваем хобби и увлечения как способ самовыражения конкретной личности с конкретными приоритетами. В условиях временного пребывания воспитанников в Учреждении, сложно сформировать устойчивые интересы к увлечению. Но показать важность, заинтересовать ребят –это нам по силам.

Большинство детей уже в детском возрасте проявляют интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве, в основном под влиянием родителей.

Интерес — это особая форма проявления познавательной потребности. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому исследованию интереса считают чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670). Идея гуманизма, глубокой веры в нравственные и умственные возможности, заложенные, по мнению Коменского, в природе каждого ребенка, помогла ученому решительно отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности учащегося, выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.

Роль интереса и его значение признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет». Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса.

Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у учащегося как фактору формирования всесторонне развитой личности. В.А. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно преподаватель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Основные характеристики интереса:

- положительная эмоция по отношению к деятельности;

- наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

- наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо от других мотивов.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.

Интерес - «хочу знать».

Склонность — «хочу сделать».

Способность – «я могу», «я имею возможность».

Проблема свободного времени детей и подростков является весьма актуальной и социально значимой.

Досуг – свободное время, используемое полностью по своему усмотрению. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел. Подростки, как правило, не всегда умеют рационально и с пользой для себя организовать свое свободное время, что приводит к социальным проблемам. Большой вклад в осмысление сущности досуга внесли М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, В. Д. Патрушев, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Л.Е. Романенко, И.Л. Смаргович и др. Досуг - необходимая часть жизни любого человека, особенно подростка, который находится в активном процессе развития. В связи с этим организация досуга приобретает большую значимость, так как свободное время является одним из важнейших средств формирования личности молодого человека. «Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому дети должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя» - так считает педагог современности Г.К.Селевко – академик МАНПО, профессор Института развития образования Ярославской области.

Самовоспитание, саморазвитие – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются ее качества и способности.

Главное здесь дать подростку попробовать себя в творчестве, в любой конструктивной деятельности, которая бы принесла удовольствие, успех, стремление вносить красоту в личную и общественную жизнь. У ребят формируется позитивное восприятие окружающего их мира. Важно научить переключать энергию с деструктивного на конструктивное направление, показать положительный опыт организации своего личного времени.

«Главное делать все с увлечением – это страшно украшает жизнь» Л.Д. Ландау

«Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют» А.П. Чехов

«Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби» Г. Форд

«С увлечением жить интереснее» Евстафьева Л.С., воспитатель

В настоящее время арт-технология рассматривается учеными (Б.Д. Карвасарский, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Н.Е. Щуркова) как средство прогрессивной педагогики, направленной на развитие и коррекцию психического здоровья ребёнка, способствующее творческому раскрытию и активизации общения между детьми.

Изотерапия представляет собой направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния человека.

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает человеку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию. Метод изотерапии не навязывает человеку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы, что способствует эффективности коррекционной работы.

В подростковом возрасте развитие эмоциональной сферы протекает очень бурно. Для неё характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Трудности и противоречия, связанные со становлением «Я-концепции» подростка, которые влияют на характер взаимодействия с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, создают атмосферу страха, вызывают ощущение «одиночества среди толпы», зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии.

В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, «Арт-терапия» использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда подросток не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, подросток получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Возможности изобразительного искусства в кор-рекционной работе с подростками, связаны, прежде всего, с тем, что собственная изобразительная деятельность может стать для подростков источником новых позитивных переживаний, способствовать появлению творческих потребностей и предоставить возможности их удовлетворения в том или ином виде художественной практики. Также это возможность научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, сформировать навыки конструктивного общения, проявить себя социально-приемлемыми способами взаимодействия с окружающими людьми и сформировать будущую модель своего поведения.

Занятия в контексте изотерапии должны отвечать следующим принципам:

• Принцип самовыражения и спонтанности. Возможность выразить свои эмоции и переживания, что обеспечит ребенку гармонию с самим собой и окружающими.

• Принцип уникальности. Отсутствие жесткого образца и оценки «правильно - неправильно». Работа ребенка обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества, т. к. сохраняет переживания и чувства ребенка.

• Принцип сотворчества.Организация совместного творчества помогает приобрести целый комплекс навыков, способствующих эмоциональному благополучию ребенка в классе: признание и принятие другого, поддержка и доверие, взаимозависимость и групповая сплоченность.

• Принцип свободы выбора изобразительных материалов, вида и содержания творческой деятельности, темпа работы.

• Принцип добровольности. Соблюдается право ребёнка отказаться от выполнения некоторых заданий и коллективного обсуждения.

Изотерапия включает в себя четыре основных этапа:

1. Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. Для людей, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень важный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных переживаний в свободном экспериментировании с художественным материалом.

2. Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно подросток безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.

3. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения. Работа, выполненная ребёнком, располагается в месте, где бы легко можно было бы на нее смотреть. Акт дистанцирования помогает человеку не только физически видеть, но и создает необходимую отстраненность от своего продукта творчества и видеть свою проблему как бы со стороны.

4. Четвертый этап: вербализация мыслей, чувств, возникших в результате рассматривания и анализирования своей творческой работы. Психолог предлагает подростку описать, что он увидел в своей работе. На этом этапе подросток учится анализировать свои мысли, эмоции и чувства

При использовании изотерапии в коррекционной работе с подростками некоторые ученые, например, такие как Карабанова О.А., Киселева М.В., Копытин А.И. предлагают использовать самые разнообразные приемы и техники работы. Рассмотрим некоторые предложенные ими техники работы с изобразительным искусством:

1. Упражнения на общую активизацию и развитие сенсомоторной сферы в процессе работы с разными изобразительными материалами. Для развития тактильного восприятия можно использовать в коррекционной работе лепку, пальчиковое рисование, рисование на песке и игру с водой. Так, например, при разминании кусков глины, можно предложить подросткам сосредоточить свое внимание ощущениях, затем совместно с подростком обсудить каковы его ощущения во время работы с материалом.

2. Предметно-тематические изображения. При использовании данной техники работы подросткам предлагается порисовать на свободные или же на заданные темы, в основой которых является человек, его взаимодействие с окружающим миром и людьми. С помощью такому рисования подросток может смоделировать действительность, формируя отношение к себе, к своей семье, и к группе. Он легче может воспринимать болезненные для себя образы и события прошлого и настоящего. В работе с подростками можно использовать темы, связанные с самовосприятием, а именно: «Мой герб», «Автопортрет в технике коллажа», «Моё любимое занятие», «Кем я стану», «Мой обычный день», «Я в школе/Я дома» и др.

3. Темы и упражнения образно-символического типа. Эта группа упражнений связана с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий и с выражением самых разнообразных переживаний, эмоциональных состояний и чувств: «Одиночество», «Три желания», «Остров счастья», «Добро», «Зло», «Удивление», «Надежда», «Самое весёлое» и др. Рисунки выполняются как абстрактными цветными картинами, так и беспорядочным распределением на листе бумаги геометрических фигур и линий – это все символизирует чувства ребенка, которые он пытается выразить и отобразить на бумаге. Использование таких заданий в работе с подростками позволяют им глубже осознать свои переживания и поделиться ими, а также создают условия для формирования позитивного отношения к себе и окружающим.

4. Совместное групповое рисование, работа в парах. Социальные навыки подростков и их коммуникативные возможности развивает эта форма работы с художественно-изобразительной деятельностью. Им предлагают всем вместе нарисовать один большой рисунок на большом листе бумаги, на доске или асфальте. Тематика рисования может быть различна, например, «Жизнь в школе», «Поход», «День рождения», «Мир вокруг нас» и т.п. К данной группе методов также относится работа по созданию масок и грима.

5. Рисование на основе направленной визуализации. Для развития визуализации в подростковом возрасте в работе можно использовать такие игры как «Море волнуется раз», «Живые скульптуры». С помощью арт-терапии школьники могут создать перцептивный (чувственный) образ на любую тематику. После чего самые яркие впечатления участникам предлагается перенести на лист бумаги в виде рисунка, аппликации и т.п.

6. Упражнения на освоение разнообразных способов преобразования материала и формирование позитивного отношения к художественным формам познания. В данной группе методов встречаются такие упражнения, как рисование пальчиками, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом, создание простейших форм и их уничтожение по типу игр «разрушение – строительство», диалог на бумаге с помощью линий и цветов и т. п.

7. Комбинированные техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами художественного творчества и самовыражения. В эту группу входят упражнения с использованием других методов коррекции таких, как музыкотерапия, танцевальная терапия и другие. Так сюда относится создание рисунков от прослушивания музыки, прослушивания музыкальных композиций, поэтических произведений, прослушивания звучания своего имени, танцевальной импровизации и т.д.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств социально приемлемым способом при помощи изотерапии, бесконечно.

Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. В работе с подростком важно использовать гибкие формы психокоррекционной работы, и изотерапия предоставляет им возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет подростку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои чувства, эмоции и мысли, освободиться от конфликтов и сильных отрицательных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисуя, подросток дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Таким образом, изотерапия обладает огромным терапевтическим потенциалом, является мощным средством самовыражения, помогающем осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств подростка.

Литература:

1. Арт-терапия - новые горизонты //Под ред. Копытина А.И. - М.: Когито-Центр, 2001.

2. Зеленкова, И. В. Изотерапия в работе с девиантными подростками / И. В. Зеленкова // Социосфера. – 2014. - № 2. – С. 108-111.

3. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе : учебное пособие / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 336 с.

4. Назарова З. Я. Изотерапия в коррекционной работе // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. Тамбов. 2013. С. 104 - 106.

5. Свиридова А.Н., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Захарова Т.В. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015

В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.

Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.

Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся:

• в трудностях засыпания и беспокойном сне;

• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;

• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;

• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

• в проявлении упрямства;

• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;

• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;

• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение – (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это такое психическое состояние, которое характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему.

Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами.

В своей работе я реализую следующие здоровьесберегаельные технологии, направленные на снижение психоэмоционального напряжения детей:

1. Дыхательная гимнастика

Всем нам известно, что дыхание – это жизнь. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильно выполненные дыхательные упражнения улучшают кровообращение организма, развивают самоконтроль и произвольность. Дыхательная гимнастика не только улучшает жизненные ритмы, но и повышает энергетическое обеспечение деятельности мозга, и, что не мало важно успокаивают ребенка, снимают стрессы и т.д.

Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшению чувства тревоги и общей релаксации.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.

На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз. А для того чтобы они увидели свое дыхание им можно предложить дуть на птичье перышко, подвешенное на ниточке.

Для выполнения дыхательных упражнений нужно соблюдать три основных правила:

• Во время дыхательных упражнений необходимо научить детей дышать животом для того, чтобы заставить двигаться диафрагму.

• Дыхательные упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом - пауза 2-3 сек. – вдох животом – пауза 2-3 сек.

• Дыхательными упражнениями следует заниматься не более 2-3 минут за один прием.

2. Релаксация – занятия по снятию психоэмоционального напряжения и обучению приемам саморегуляции. Цель релаксационных упражнений: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения. Эти упражнения позволяют детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье .

Релаксация может происходить через образы, которые должны быть позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы. Такой метод релаксации называется «Сенсорная репродукция образов» и заключается в расслаблении с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Сенсорная репродукция образов может использоваться как самостоятельная методика. При одном из вариантов сеансов ребёнок сидит в удобной позе и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на прогулке в лесу).

При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты, тяжести), возникающих в различных частях тела под воздействием воображаемой ситуации.

Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело.

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость.

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

3. Игротерапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что психолог использует терапевтическое, лечебное воздействие игры, чтобы тем самым содействовать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии включает в себя выполнение группой / отдельным ребенком специальных упражнений, предполагающих и стимулирующих вербальное (выраженные словами) и невербальное (бессловесные) общение, игровое проживание ситуационных задач. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка. Этот прием важен для детей, которые испытывают страхи перед коллективом детей, перед учителем, не могут наладить отношения со сверстниками.

4. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Особое значение М.И. Чистякова придает положительным эмоциям ,поэтому все этюды и игры в содержании психогимнастики включают эмоции радости.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Занятия с применением психогимнастики строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз:

1. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

4. Фаза психомышечной тренировки. Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Таким образом, каждая из представленных технологий направлена на сохранение психического здоровья детей, способствуя формированию эмоционального благополучия и снижению уровня психоэмоционального напряжения.

Список литературы:

1. Джекобсон, Э. Прогрессирующая релаксация [Текст] / Э. Джекобсон 1929.

2. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О.А. Карабанова – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.

3. Лебединский, В.В., Никольская, О.С. Эмоциональные нарушения и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская – М.: Издательство МГУ, 1990.

4. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой", 2007.

Проблема дезадаптации подростков подробно изучается, как в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Н. Зинченко, В.М. Коган, А.Е Личко, Д.И. Фельдштейн и др), так и в педагогике (П.П. Блонский, В.П.Кащенко, В.Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др.)[1]. Многие исследователи (Б. Н. Алмазов, С. А. Беличев, С. Н. Иконников, Ю.А. Клейберг, В. Т. Лисовский, Л. Я. Олиференко, В. Г.Степанов, В. М.Фокин, Т.И. Шульга и др.) отмечают необходимость исследования не только внешних (социальных) факторов девиантного поведения подростков, но и внутренних (психологических)[1].

По нашему мнению, для того чтобы выявить психологические факторы, которые могут как способствовать формированию девиантного поведения, так и развиваться под его влиянием, необходимо изучать особенности ценностно-мотивационной сферы девиантных подростков.

Центральными звеньями ценностно-мотивационной сферы человека в научной литературе принято считать потребности (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, Б.С. Братусь, В.С. Магун, А.В. Петровский) и ценности (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Воловикова, В.А. Елисеев, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова)[2]. Стоит отметить, что рядом авторов (Волкова Е.Н.[3], Леонтьев Д.А.[4], Мясищев В.Н.[5], Шледер Б[6].) ценности и потребности рассматриваются в системе отношений личности к окружающему миру и самому себе. При этом в подростковом возрасте наиболее остро встаёт вопрос об формировании самооценки как целостного и устойчивого отношение человека к самому себе [7].

Исходя из этого в ценностно-мотивационной сфере девиантных подростков нами исследовались:

• Потребности;

• Ценности;

• Система отношений: к окружающему миру в целом (к жизни, большинству людей), в частном (к семье, друзьям) и к самому себе.

Объектом исследования являются подростки с девиантными формами поведения.

Предметом - особенности ценностно-мотивационной сферы девиантных подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии различий в ценностно-мотивационной сфере у девиантных и социально адаптированных подростков.

Исследование проводилось на учениках 7го и 8го класса МБОУ средней общеобразовательной школы №42 (всего 37 человек). Из 2 классов было выделено 12 девиантных подростков.

Критериями девиантности учеников выступало:

-состояние на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;

-состояние на школьном учёте;

-систематическое нарушение школьной дисциплины;

-проявления вербальной или поведенческой агрессии;

-отказ от освоение учебных дисциплин (регулярные пропуски учёбы без уважительной причины, невыполнение домашнего задания).

В исследовании использовались следующие методики:

• «Неоконченные предложения» - были составлены начала предложений, направленные на изучение потребностной сферы;

• «Ценностные ориентации» М. Рокича;

• «Цветовой тест отношений» (ЦТО): исследовалось эмоциональное отношение к понятиям «Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Большинство людей», «Жизнь»;

• Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Результаты исследования:

Анализ результатов методики «Неоконченные предложения» не позволило выявить статистически значимые отличия в группах девиантных и недевиантных подростков (критерий Манна-Уитни). Однако качественный анализ позволяет обратить внимание на то, что у девиантных подростков на первое место выходят потребности в принятии (54,5%) и в достижении успеха (54,5%) и не выявлена потребность в безопасности (0%), в то время как у недевиантных подростков она хоть в невыраженной степени, но присутствует (16%). Кроме того у девиантных подростков в большей степени проявляется потребность в материальном благополучии (недевиантные подростки – 12%, девиантные – 27%), и в меньшей степени в личном благополучии (недевиантные подростки – 64%, девиантные – 36,4%).

Применение методики «Ценностные ориентации» М. Рокича позволило выявить следующие статистически значимые отличия между девиантными и недевиантными подростками (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков более значимой является терминальная ценность «уверенность в себе» (р≤0,005), менее значимыми являются терминальная ценность «здоровье» (р≤0,001) и инструментальная ценность аккуратность (р≤0,01). Также мы считаем важным, указать о наличии положительной корреляции между потребностью в принятии и ценности «непримиримости к недостаткам в себе и других» (коэффициент коррелляции Спирмена 0,685, р<0,01).

«Цветовой тест отношений» показал следующие достоверные различия между девиантными и недевиантными подростками (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков характерно меньшее эмоциональное принятие понятиий «Я» (р≤0,05) и «Мой друг» (р≤0,05). Не достигло уровня статистической достоверности, но обращает на себя внимание различие в оценке понятия «большинство людей». Оно имеет выраженное эмоциональное отвержение у 50% девиантных и только у 20,83% недевиантных подростков. На наш взгляд, важное значение имеют сведение о положительной корреляции между эмоциональным принятием понятия «мой друг» и инструментальной ценностью «чуткость» (коэф. кор. Спирмена 0,853, р<0,01); эмоциональным принятием понятия «большинство людей» и терминальной ценностью «любовь» (коэф. кор. 0,634, р<0,01).

При анализе самооценки методикой Дембо-Рубинштейн были выявлены следующие закономерности (критерий Манна-Уитни): для девиантных подростков характерна более высокая оценка уверенности в себе (р≤0,05) и более высокий уровень притязаний к своему здоровью (р≤0,05), умственным способностям (р≤0,05), характеру (р≤0,05), авторитету у сверстников (р≤0,05), умению многое делать своими руками (р≤0,05), внешности (р≤0,001) и уверенности в себе (р≤0,000). Мы считаем, что принципиально важными являются результаты качественного анализа, которые указывают на то, что большая часть подростков характеризуется неадекватным (преимущественно завышенном) уровнем оценивания своих качеств и неадекватным (преимущественно завышенным) уровнем притязаний по отношению к ним.

Вывод:

Ценностно-мотивационная сфера девиантных подростков характеризуется рядом серьёзных противоречий, которые предположительно свидетельствуют о наличии у подростков внутренних конфликтов:

• Преимущественно завышенная самооценка и выделение ценности «уверенность в себе» как значимой - с одной стороны, и высокая степень эмоционального непринятия себя, слабая выраженность потребности в личном благополучии и безопасности, низкая значимость ценности «здоровья» - с другой.

• Выраженная потребность в принятии коррелирует с ценностью «непримиримость к недостаткам в себе и других» и сочетается с преимущественным эмоциональным отвержением «большинства людей», меньшим (в сравнении с недевиантными подростками) эмоциональным принятием друзей.

Стоит отметить, что преобладание неадекватного уровня притязаний по всем показателям самооценки может говорить не только о нереалистичном отношении девиантных подростков к своим возможностям, но и об отсутствии у них целостного и устойчивого образа «идеального Я».

Кроме того, важным может стать установление взаимосвязи между эмоциональным принятием «большинства людей» и друзей и значимостью ценностей «любовь» и «чуткость», так как психологическая работа, направленная на осознание важности данных ценностей может способствовать увеличению эмоционального принятия как своих друзей, так и людей в целом.

Необходимо сказать и том, что данное исследование является пилотажным. Оно позволяет говорить о необходимости дальнейшего более подробного изучения взаимоотношений девиантного подростка прежде всего с самим собой, и уже потом с «другими». Из проведённого исследования на первый план выходит необходимость исследования внутренних конфликтов девиантных подростков и оказание психологической помощи для их разрешения. При этом ценности и потребности возможно исследовать не только с позиции источников образования внутренних конфликтов, но и с позиции ресурсов для их разрешения.

Литература:

1. Замотаева О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков // Автореферат. Саранск – 2004. – С.3-13.

2. Назмутдинов Р.А. Анализ ценностно-потребностной сферы девиантных подростков // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/12/1123 (дата обращения: 29.04.2015).

3. Волкова Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С.44-52.

4. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. №4. С. 36-39.

5. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование. Иностранная психология. Т.2. №2 (4). 1994. С.47-56.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж,1995. С. 56-67.

7. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 357-372.

 
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст