Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Иванова Любовь Львовна

инструктор по труду

Обновление содержания образования требует от педагога развития таких компетенций, которые помогали бы ему строить педагогический процесс в соответствии с установленными требованиями.

Необходимо в своей работе использовать научные методы, современные педагогические технологии. Есть множество определений понятия «технология»:

• технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле;

• технология – это такое построение занятия, в котором все составные части представлены в определенной последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата.

Занятия по ручному труду в реабилитационном центре невозможны без применения педагогических технологий. Использованию некоторых из них на занятиях посвящена данная статья.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по ручному труду - существенная часть работы педагога,они определяются исходным состоянием здоровья воспитанника на момент поступления в социально-реабилитационный центр.Важная составляющая в данном плане - правильная организация трудовой деятельности. Построение занятия происходит с учетом работоспособности воспитанников, их возрастных и индивидуальных возможностей.

Большое значение на занятиях по ручному труду имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья воспитанников. На занятиях по ручному труду проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), вводится система разминок для глаз (упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем). Участвуя в практических занятиях, воспитанники получают дополнительную физическую разгрузку. Посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм воспитанников.

Важным условием здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой моторики рук воспитанников. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой.

Использование здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре позволит сохранить уровень здоровья воспитанников и повысить эффективность занятий.

Наряду с рассмотренной выше технологией на занятиях активно используются и другие современные технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в воспитании.

Технология разноуровнего обучения учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Цель данной технологии - чтобы все воспитанники овладели базовым уровнем знаний и умений, но в тоже время предполагается разный уровень усвоения материала, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Игровые технологии.Занятия с использованием игровых технологий делают трудовой процесс увлекательным, способствуют появлению активного познавательного интереса. Педагогическая ценность игровых приёмов в том, что они развивают умственную способность и познавательные интересы воспитанников.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале и на разных этапах занятия, что весьма важно для усвоения умений и навыков. В играх дети учатся поведению в коллективе (умению действовать сообща, стремиться к единой цели, соотносить свои действия с действиями товарищей). Дидактические игры делают занятия более интересными, насыщенными, повышают эмоциональный настрой.

Игровые технологии позволяют повысить познавательный интерес на занятиях, создают благоприятный эмоциональный фон. С помощью игры можно ускорить усвоение нового материала. Реализация игровых технологий начинается с постановки цели занятия в игровой форме. Вся учебная деятельность подчинена игре, а ее результат связывается с выполнением основной цели занятия.

Музыкотерапия, как одна из форм здоровьесберегающей технологии,связана с воздействием средств искусства на воспитанников, направлена на установление эмоционального контакта с детьми. Чаще всего на занятиях звучат приглушенные звуки природы. Музыка помогает ребенку сосредоточить свое внимание на выполнении изделия, повышает его работоспособность, снижает физическую и эмоциональную усталость.

Технологии компенсирующего обучения: к компенсирующим элементам на любых занятиях, в том числе на занятиях по ручному труду, относятся, в первую очередь, гуманное отношение к ребенку, забота, тепло, понимание детских трудностей и проблем. Здесь жизненно необходимы участие, помощь, принятие ребенка таким, какой он есть. Применение компенсирующих технологий способствует созданию такого пространства, в котором восполняются недостатки семейного воспитания, устраняются причины нарушений работоспособности. Эти технологии направлены, в том числе, на повышение уровня развития, внимания ребенка.

Объяснительно-иллюстративные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности вообще. Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок.

На занятиях по ручному труду для получения успешного результата работы применяются различные наглядные красочные пособия, технологические карты.

Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. С помощью презентации мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания материала. Изготовление аппликации, поделки будет более интересным и продуктивным, если создать предысторию, возбудить интерес.

Выполняя творческие работы на занятиях по ручному труду, воспитанник может выполнять её по образцу, а может, и изменить образец. Например, букет тюльпанов: можно сделать аппликацию не из 3 цветов, а из 5, сделать тюльпаны не красного, а желтого цвета. Эти изменения могут быть сделаны и без определенной цели (просто так больше нравится), а могут и иметь определенную цель - маме нравятся желтые тюльпаны. Практическая работа на занятиях неразрывно связана с умственной. Стадия мысленного анализа в практической деятельности является наиболее важной. И важно чтобы подобные действия не были оставлены без внимания, они не « забирают время», а учат детей мыслить.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач.

Таким образом, использование образовательных технологий на занятиях по ручному труду помогает воспитанникам эффективнее справляться с поставленными задачами, способствует сохранению здоровья, содействует закреплению полученных навыков, делает труд творческим и интересным, реализует задачи воспитания интереса к разнообразным видам трудовой деятельности.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст