Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Аннотация. В статье обосновываются возможности современных технологий в коррекции нарушений развития детей и молодежи с РАС, в формировании недостающих навыков у ребенка с аутизмом. 

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, технологии социальной работы.

На протяжении многих десятилетий специалисты различных областей исследуют проблему детского аутизма. Согласно Международной классификации болезней 10-ого пересмотра кардинальными признаками детского аутизма считаются нарушения социального взаимодействия и качественные нарушения общения[1]. Существуют большие понятийные и диагностические проблемы в вопросе об аутизме детей. Однако в широком смысле детский аутизм рассматривается как особый тип нарушения психического развития, специфика которого обусловлена особенностями дефицитарности ребенка[2]. Количество детей с нарушениями развития растет стремительными темпами во всем мире. В России на 2005 год было зафиксировано 51985 впервые признанных инвалидами лиц, не достигших 18 лет, в 2012 году –71347, к концу 2018года – 73936 [3]. Причем в структуре болезней детей в возрасте до 18 лет существенную часть составляют психические расстройства и расстройства поведения. Так, в 2017 году численность детей с психическими расстройствами составляла 18867 человек, а в 2018 году – 19428 [4]. Аутические расстройства проявляются не только в нарушении развития высшей нервной деятельности, но и во многих соматических проблемах. В настоящее время только медикаментозное лечение не может решить все проблемы ребенка и его семьи, в связи с чем повышается значение психологической и социальной помощи. Появляется необходимость применения специальных технологий для коррекционной работы с данной категорией клиентов. С помощью технологий социальной работы удается осуществить широкий спектр медико-социальных, социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и других мероприятий.

На современном этапе большую роль играют поведенческие подходы, направленные на выработку у ребенка социально приемлемых способов поведения и адекватного решения задач. Многие технологии основаны на бихевиористических течениях психологии. Специалисты используют различные подкрепления для достижения определенного результата. Так, существует программа TEACCH  (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children), которая направлена на обеспечение адаптации ребенка с помощью зрительной организации внешней среды. Специалисты и родители представляют ребенку порядок временной последовательности действий. Взрослые создают для ребенка максимально комфортную среду, изымая из нее раздражающие и опасные предметы. Весь день ребенка, воспитывающегося по этой системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется, причем педагог и родители стараются создать определенную логику. Скажем, расставляя книги по цветам или размеру, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха, зону сна [5]. Таким образом, технология обеспечивает ритуализм и строгую последовательность действий, что позволяет добиться социально-бытовой адаптации ребенка. Пространственная организация включает в себя набор элементов, которые должен учитывать специалист. Социальный работник должен четко отбирать предметы, необходимые для обучения ребенка соответствующему навыку. Например, если мы учим ребенка мыть посуду, то понадобится моющее средство, губка, контейнер для чистой воды, полотенце для посуды, мыло и полотенце для рук. Для каждого навыка следует подобрать пространственную зону, где выбранные для обучения предметы будут расположены на фиксированных местах. Например, каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определенном порядке будут уложены вещи. Все предметы должны быть доступны для ребенка, так как это способствует повышению самостоятельности ребенка. Важно постараться изъять из поля зрения ребенка те предметы, которые не нужны ребенку для выработки определенных навыков, а также раздражают его или опасны для него. Кроме того, необходимые ребенку предметы должны быть отличимы от других предметов. Однако данная технология имеет и негативные последствия. Используя эту технологию, специалист существенно обедняет жизнь ребенка и создает прогнозируемую для ребенка среду. Ребенок с аутизмом становится зависимым от определенной структуры среды. Ребенок закрепляет социально приемлемое поведение только в специально созданной среде и испытывает сложности при появлении новых обстоятельств. TEACCH не готовит ребенка к возникновению стрессов, к изменению жизненной ситуации. Отдельные проблемные ситуации по TAECCH прорабатываются с ребёнком, отрабатывается правильная реакция. Скажем, когда ребёнок хочет пить, он, в рамках своей квартиры, может взять кувшин и налить в личную чашку воду. Но дома у бабушки или в поликлинике, в детском развивающем учреждении ребёнок утрачивает этот навык, так как нет знакомого кувшина или же кувшин иной формы, нет знакомого стола с привычным расположением на нём предметов и нет его личной чашки. С другой стороны, если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, и родители планируют передачу ребёнка для постоянного нахождения в замкнутом учреждении-интернате или детском доме, именно TEACCH значительно облегчает нахождение ребёнка в подобных госучреждениях, делает его послушным, управляемым и предсказуемым в поступках.

Следующая технология, которая применяется в работе с аутичными детьми, называется ABA (прикладной поведенческий анализ). В отличие от технологии TEACCH, ABA нацелена на адаптацию ребенка к уже существующим условиям. Данная технология способствует присвоению и свободному использованию ребенком полученного навыка в новой ситуации. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Идея метода заключается в том, что социальное поведение может быть привито с помощью наказаний и поощрений. Отдельное внимание уделяется «нежелательному поведению» ребенка. Каждый вид такого поведения последовательно устраняется. Специалисты по АВА утверждают, что занятия по отработке навыков должны занимать 30-40 часов в неделю. Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка, однако педагогом выстраивается чёткая система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков. Технология ограничивает свободу ребенка, здесь взрослый по большей части руководит ребенком. Как правило, эта технология применяется с детьми с тяжелыми формами аутизма. Выбор этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок с трудом может выразить свои мысли и желания. Важно отметить, что данная технология не ограничивает влияние стрессов на ребенка, а наоборот, готовит его к постоянно возникающим изменениям и учит ребенка преодолевать проблемы. Кроме того, технология ориентирована только на обучение навыкам, требуя от аутиста произвольного внимания и поведения, которого у него почти нет [6]. В арсенале ABA несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, классификация предметов. 

Следующей технологией является альтернативная (облегченная) коммуникация. Альтернативная коммуникация применяют для детей с плохо развитой речью или полным ее отсутствием. Речь может быть заменена языком жестов, символическими картинками, а также различными электронными устройствами и приложениями, которые озвучивают слово или фразу при нажатии на то или иное изображение. Формы альтернативной коммуникации подбираются индивидуально. Этот подход позволяет неговорящему или плохо говорящему человеку сообщать о своих потребностях, желаниях, эмоциях, отвечать на вопросы и так далее. Многие родители боятся обучать ребенка альтернативной коммуникации, опасаясь, что в этом случае он так никогда и не заговорит. Однако все существующие исследования указывают на то, что альтернативная коммуникация не мешает развитию речи, напротив, чем чаще ребенок общается с другими людьми любым способом, тем выше вероятность, что он освоит и устную речь.

Одним из видов альтернативной коммуникации является система коммуникации обменом изображениями (PECS). Этот метод очень эффективен в социальной работе с аутичными детьми. PECS – это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребенка учат как вступить в коммуникацию, как быть настойчивым в общении, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос и как комментировать – и все это с помощью изображений. Более того, сами родители могут освоить и использовать этот подход дома. Метод начинается с определения у ребенка мотивационного потенциального стимула (то, что ребенок любит и хочет). Далее следует приготовить выявленные мотивационные стимулы, оформить в виде карточек. Приготовить альбом, куда в дальнейшем прикреплять карточку. Специалист помогает ребенку видеть желаемый стимул в виде карточки, давать ее в руки партнеру. Далее специалист с ребенком закрепляют и отрабатывают этот навык. Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске. Ребенок должен научиться выбирать карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать. Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее. Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Следующим этап в технологии направлен на усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску. Он открывает книгу, находит символ "Я хочу", наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. 

В работе с детьми-аутистами важна визуальная поддержка. Большинству детей с аутизмом сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно учиться по устным инструкциям. Кроме того, им бывает сложно планировать и выстраивать в цепочку свои действия. А вот зрительное восприятие информации у многих из них на высоте. Именно поэтому визуальные материалы помогают детям и взрослым с аутизмом учиться социально приемлемому поведению и повышают их самостоятельность. Существует множество видов визуальной поддержки, облегчающей жизнь при аутизме – письменные инструкции, визуальные границы в помещении, изображения-подсказки, расписание дня из картинок, пошаговые инструкции в картинках или на видео и многое другое. Также разновидностью социальной поддержки является карточки с социальными историями. Социальные истории – это короткие рассказы-описания тех или иных ситуаций, которые пишутся от имени конкретного ребенка и сопровождаются иллюстрациями. В них описываются важные факты, возможные реакции и мысли других людей, а также примеры уместного поведения. Такие истории очень индивидуальны, они составляются по специальным правилам и читаются ребенку каждый день.

Существует методика сенсорной интеграции аутичных детей. Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам. Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам, поэтому для них проводятся различные упражнения на стимуляцию зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, ориентации в пространстве.

Примеры сенсорной интеграции:

— Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

— Танец под музыку (слуховая система)

— Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

— Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

— Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)

— Вращение на стуле (баланс и зрение)

— Балансирование на перекладине (баланс)

Благотворное влияние на ребенка оказывают технологии, связанные с взаимодействием с животными. Особенно выделяют иппотерапию и дельфинотерапию. Езда на лошади благоприятно воздействует на координацию движений, усиливает кровообращение, а также развивает внимание и память. Дельфинотерапия – общение с дельфинами позволяет добиться очень многого в коррекции аутизма. Влияет на развитие моторных навыков, речи, коммуникации, способствует преодолению самоизоляции, стимулирует развитие личности, восполняет дефицит положительных эмоций, повышает уровень активного внимания. В некоторых программах предусматривается участие детей с аутизмом в уходе за дельфином, его кормлении, дрессировке, плавании и нырянии.  

Хочется отметить, что вопреки сложившемуся в нашем обществе отношению к людям с ограниченными возможностями, открываются новые возможности и методики работы с детьми с РАС. Технологии социальной работы помогают структурировать деятельность специалиста в стандартных ситуациях, а также находить инновационные решения в нетипичных ситуациях с ребенком, страдающим аутизмом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психические расстройства и расстройства поведения // Международная классификация болезней 10-ого пересмотра [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mkb-10.com/index.php?pid=4001 (Дата обращения 22.09.2015г.).  

2. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной среды: содержание подхода / О.С. Никольская // Дефектология. – 2014. –№ 4. –С.23.

3. Распределение инвалидов по полу и возрасту // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#  (Дата обращения 02.08.2016г.).  

4. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по причинам, обусловившим возникновение инвалидности // Офици-альный сайт федеральной службы государственной статистики

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (Дата обращения 02.08.2016г.).  

5. Рудова, А.С. Основные методики коррекции детей с нарушениями в развитии // Центр развивающих инновационных методик [Электронный ресурс] – Режим доступа: 

http://centrrazvitia.ucoz.ru/publ/metodiki_metody_i_prijomy_korrekcionnoj_pedagogiki/osnovnye_metodiki_korrekcii_detej_s_narushenijami_v_razvitii/15-1-0-54 (Дата обращения 24.03.2016г.).

6. Либлинг, М.М. Десять аргументов против АВА-терапии /М.М. Либлинг // Дефектология. – 2014.-№2.-С.6.

 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст