Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

УДК 316.6

Аннотация: В статье проведен анализ содержания медицинской и социальной моделей инвалидности. Автором приводятся данные о практической реализации идей  социальной модели инвалидности в системе социального обслуживания.

Акцентируется внимание на организации интегративного обучения детей с инвалидностью и здоровых сверстников.

Ключевые слова: медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности, интегративный подход.

Annotation: The article analyzes the content of medical and social models of disability. The author provides data on the practical implementation of the ideas of the disability’s social model in the social service system. The article focuses on the organization of integrative education of children with disabilities and healthy peers.

Keywords: medical model of disability, social model of disability, integrative approach.

На сегодняшний день остаются нерешенными многие социальные проблемы, связанные с поддержкой отдельных категорий населения. К одной из наиболее незащищенных социальных групп населения относятся дети с ограниченными возможностями. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, сталкиваются с проблемами материального, психологического, педагогического, социального характера. Такая ситуация способствует повышению роли социальной работы в обществе и указывает на необходимость разработки социальных проектов и программ для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). 

Вопрос понимания инвалидности до сих пор находится в стадии теоретического обоснования и практического изучения. На сегодняшний день выделяют медицинскую и социальную модели инвалидности. Медицинская инвалидность обусловлена состоянием, которое может быть выявлено медицинским путем. Исходя из этого подхода, инвалидность рассматривается как недуг, патология, болезнь [1]. В рамках медицинской модели помощь ребенку имеет патерналистский характер. Государство выполняет роль покровителя и обеспечивает необходимые потребности человека, имеющего физические или психические нарушения развития. Упор делается на лечении и коррекции нарушений у человека с ограниченными возможностями. Происходит усиленное создание специальных учреждений, позволяющих человеку с инвалидностью получить комплексную помощь (медицинскую, социальную, педагогическую). Так, например, дети-инвалиды составляют значительную часть детей, проживающих в детских домах и интернатах. Идея создания специальных учреждений для детей с инвалидностью заключается в том, чтобы собрать в одном месте максимально возможное количество услуг, необходимых ребёнку. Однако медицинская модель инвалидности имеет не только преимущества, но и очевидные недостатки. Патерналистский подход, который лежит в основе данной модели, укрепляет зависимое положение человека с инвалидностью в обществе. Специализированные учреждения изолируют человека с ограниченными возможностями здоровья, что затрудняет социальную адаптацию людей с инвалидностью и закрепляет общественные негативные стереотипы. Медицинский подход к пониманию инвалидности является одной из причин неправильных общественных установок. До сих пор общество продолжает придерживаться мнения, что лицо с инвалидностью не может вести самостоятельный образ жизни и нуждается в постоянной опеке государства и социального окружения. 

Противоположные идеи и взгляды на инвалидность отражаются в социальной модели. Целью социальной модели является интеграция человека с нарушениями развития в общественную жизнь, адаптация среды под нужды лица с инвалидностью. Согласно данной модели проблема инвалидности заключается не столько в ограничениях жизнедеятельности, сколько в отношении общества к данной категории людей и их потребностям. В данном случае некомфортное ощущение инвалида в обществе вызвано юридическими, инфраструктурными, образовательными и социальными барьерами. Между тем, потребности и интересы ребенка с дефектами развития не сильно отличаются от интересов здоровых сверстников. Маленький ребёнок должен жить в семье, играть, познавать мир в общении с родителями, вступать в коммуникацию. Когда он подрастёт, то должен иметь возможность общаться со сверстниками, его мир не должен ограничиваться рамками семьи, а тем более рамками закрытого учреждения.

Под социальной интеграцией понимается целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учётом особенностей и потребностей детей-инвалидов, в результате которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей. В общем смысле интеграция предполагает возможность включения детей с нарушениями развития в коллектив здоровых сверстников. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам детей с ОВЗ, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. Важно отметить, что ребенок с инвалидностью должен быть не только объектом, но и субъектом интеграции. Залогом успешной социальной интеграции, является не только приспособление ребенка, имеющего нарушения развития, к окружающей среде, но и подготовку общества к принятию «особых» детей.

Итак, необходимо описать условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в группу здоровых сверстников. В современном мире интеграция ребенка с ограниченными возможностями рассматривается как комплексное явление. В настоящее время внедряются различные подходы для включения ребенка в общество. Первый подход (временная интеграция) предполагает, что дети с ограниченными возможностями здоровья общаются со сверстниками на праздниках, на различных досуговых мероприятиях, в процессе совместных прогулок. Таким образом, дети получают социокультурные услуги, а также расширяют возможности социальных контактов. Следующий подход (частичная интеграция) предполагает, что дети, посещая школу, не обязательно учатся в одном классе с детьми без нарушений развития. «Особые» дети могут обучаться в специальных классах, а часть дня проводить в обычных классах. Третий подход (комбинированная или полная интеграция) предполагает обучение детей с ОВЗ совместно со здоровыми сверстниками. Такие дети, как правило, получают дополнительную систематическую помощь со стороны специалистов или со стороны родителей. 

На современном этапе необходимо приспособление образовательной среды к нуждам детей с ментальными и физическими нарушениями. Современные исследования показывают, что интегрированное обучение не для всех детей предпочтительнее специального. Так, например, совместное обучение в одном классе может быть эффективным для детей с физическими и легкими психическими нарушениями развития. Если уровень психофизического развития ребенка близок к возрастной норме, то полная интеграция является предпочтительной формой обучения. Однако для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями подходят такие формы интеграции, как совместные досуговые и социокультурные мероприятия, совместное пребывание в образовательном учреждении. 

Необходимо отметить, что детям с интеллектуальной недостаточностью рекомендуются посещение интеграционных занятий в социально-реабилитационных центрах. Данные занятия подразумевают временную интеграцию ребенка с нарушениями развития в группу нормально развивающихся детей. Под временной интеграцией подразумевается объединение детей с ОВЗ, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Целью такой интеграции является социализация детей с отклонениями развития. На развивающих занятиях дети с ОВЗ перенимают у здоровых сверстников правила и нормы поведения, повышают способности вербального и невербального общения, расширяют социальные связи. 

Интегративная группа, как правило, имеет определенную структуру и правила функционирования. Ключевыми требованиями организации интегративной группы является стабильный состав и небольшое число участников. Стабильный состав означает, что группа формируется до начала занятий и не меняется на протяжении всей программы. Группа должна включать не более 6-8 человек по нескольким причинам. Во-первых, в маленькой группе у педагогов есть возможность уделить больше внимания каждому ребенку. Во-вторых, малая группа лучше всего помогает активизировать интеллектуальную деятельность ребенка с инвалидностью. В этих группах за каждым из несовершеннолетних сохраняется необходимая ему педагогическая помощь и поддержка. Как правило, для проведения интеграционного занятия требуется присутствие специалиста и нескольких тьюторов (волонтеров). При организации занятий большое значение имеет распределение ролей между педагогами, благодаря чему дети легче осваиваются в группе. Например, «ведущий» педагог обозначает для детей правила поведения, структуру дня (чем занимаемся сейчас, что будет после), а тьютор помогает эти правила выполнить, ориентирует на обозначенное событие, дает образец и необходимые подсказки. Кроме того, присутствие тьюторов обеспечивает индивидуальное сопровождение ребенка с инвалидностью в процессе деятельности. Тьютор необходим для оказания специальной помощи ребенку, который не может справиться со своими эмоциями и впечатлениями. Например, если ребенок переполнен впечатлениями, а общая игра еще продолжается, тьютор может использовать различные формы «выдоха» для данного ребенка: если ребенку не хочется покидать комнату, он может побыть наблюдателем, сев в сторонке на стульчик и разглядывая всех в подзорную трубу или же «фотографируя» играющих. Другой вариант — перейти в соседнее пространство и там поиграть одному или с кем-то, кто тоже устал от шумных игр[2]. Сначала родители могут помогать педагогам присутствием на занятиях, так как это обеспечивает ребенку комфорт и спокойствие. Главное, чтобы ребенок знал, что в любой момент, когда ему понадобится, он может прибежать за помощью и поддержкой к маме.

В правильно организованной группе всегда учитываются особенности темпа и работоспособность каждого ребенка. Для решения этой задачи в ходе занятия чередуются игры, в которых создается определенное напряжение, с играми, в которых можно расслабиться и отдохнуть. 

В интеграционной группе используются следующие технологии работы:

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Арт-терапия – метод, основанный на использовании художественного творчества в целях психокоррекции и личностного развития. Арт-терапия предлагает ребенку с нарушениями в поведении и развитии практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в творчестве, с помощью которого он познает не только свое «я», но и устанавливает связь с окружающим миром и ищет пути решения возникших проблем.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром;

Психогимнастика – невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов. 

Информационно-компьютерные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). В процессе занятий могут использоваться готовые электронные продукты, мультимедийные презентации, интерактивные игры.

На интеграционных занятиях приветствуется использование таких форм работы как беседа, сюжетно-ролевая игра, игровой тренинг, словесные и подвижные игры, дидактические игры, релаксационные упражнения.

Одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции друг к другу. Нормально развивающиеся дети зачастую имеют предубеждения против людей с отклонениями в развитии и не могут воспринимать их как нормальных членов общества. До начала проведения занятий в интегративной группе необходимо подготовить детей, не имеющих нарушений развития. Организация «уроков доброты» способствует развитию у несовершеннолетних таких качеств как эмпатия, толерантность, альтруизм.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество — одно из важнейших задач педагогической работы, которую можно решить только совместными усилиями.

 

Список литературы

1. Коростелева Н.А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам//Вестник ЧГПУ. – 2012 . – № 8. – С.86.

2. Моржина Е.В. Из опыта организации интегративных групп в центре лечебной педагогики // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. – 2011.–С.131.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст