Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное учреждение

«Ресурсный центр в социальной сфере Нижегородской области»

603122, г. Н.Новгород, ул. Богородского, д. 3/2, тел. (831) 234-03-70

Сейчас на полках магазинов появилось огромное количество материалов для лепки. Наборы пластилина удивляют своим наполнением и яркостью. На упаковках присутствуют образы любимых мультяшных персонажей, и ребенок упрашивает родителей приобрести творческий набор. Малыш доволен покупкой, а некоторые родители напряжены, так как знают, что скоро вся мебель будет «украшена» разноцветными пластилиновыми комочками. Вот и стараются многие родители лишний раз не приобретать лепной материал, надеясь, что занятий в детском саду будет достаточно для развития ребенка.

Так нужно ли уделять так много времени лепке, если ваш ребенок ещё не ходит в школу? Может, достаточно лишь рисования? Приведу свои аргументы в пользу лепки с дошкольником.

1. Начинать лепить с ребенком можно уже с года. Для таких малышей и создан мягкий восковой пластилин. Он эластичен, приятен на ощупь и легко отщипывается. А именно в этом возрасте ребенок с радостью тактильно изучает предметный мир. Тянет в рот игрушки, пробует на вкус и звучание.

2. И чтобы лепка с годовалым малышом не стала головной болью для родителей, превратите отщипывание, прикрепление разноцветных восковых кусочков в игру. Через игру вы будете и мир изучать и познавать, и речь развивать. А силуэтные картинки не только понравятся ребенку, но и станут украшением детского уголка. Крапинки на мухоморе, листочки на дереве, снежок на облачке и т.д... И вы с ребенком уже не просто прикрепляете пластилин, а сажаете на зеленой полянке жёлтые одуванчики. А ещё разноцветными пятнышками можно заполнять странички раскраски. Кусочками пластилина можно облепить блюдечко или чашку, а потом играть новым сервизом с игрушками. Малышу очень понравится просто ставить отпечатки от колпачков, крышечек на пластилиновой основе. Более сложная манипуляция для детских пальчиков - различными семенами, бусинами, пуговками украшать пластилиновые поверхности. Вот в такой интересной игре будет идти и развитие мелкой моторики, и развитие координации движений и развитие глазомера. А если давать ребенку работать двумя ручками, то будут стимулироваться зоны левого и правого полушарий мозга.

3. Уже ближе к трем годам пойдет переход к предметной деятельности. Из классического пластилина уже можно скатывать жгутики, превращать их в баранки, колечки, делать шарики, которые в зависимости от цвета будут яблочками, мячиками, помидорами. А если шарики прижать друг к другу, то получатся гусеницы, снеговики, гроздь винограда. Здесь уже будет задействовано наглядно-образное мышление. Ребенок учится лепить по образцу взрослого. Сравнивает свою поделку с предметами, которыми играет (неваляшка, машинка, чашечка и т.д.).

Это лишь часть "плюсов" лепки из пластилина. Ребенку гораздо легче лепить, чем рисовать. При лепке ребенок использует пальчики и ладошки. Мнет, сжимает, раскатывает. Может придать любую форму и размер, исправить непонравившийся образ. В рисовании же посредником выражения образа служит кисточка, карандаш или фломастер. Кривой круг уже сложно исправить, рисунок может и расплыться от лишней воды. А цвет может оказаться не таким ярким, как выглядит в акварельной кювете. А ещё своим творением ребенок сможет и поиграть. Отдельная тема в лепке - пластилинография. Но об этом более подробно поговорим в других статьях.

Завершить хочется ещё одним "плюсом" пластилина в детском дошкольном творчестве. Он оказывает большой исцеляющий эффект, схожий с песочной терапией. Наблюдая за самостоятельной деятельностью малыша с пластилином, можно увидеть тревоги и беспокойства ребенка. Так же можно определить уверенность или робость. Особенно это хорошо заметно в малых группах детей. Через лепку можно скорректировать поведение ребёнка, придать ему уверенности или успокоить непоседу. "Плюсов" у лепки много, но без участия в процессе взрослого человека такого эффекта не будет. Дошкольника надо сначала обучить приемам и техникам работы с пластилином. И тогда малыш с удовольствием будет фантазировать с материалом. Через лепку легче будет и осваивать речь, и познавать окружающий мир, и развивать память и внимание.
Приобретайте пластилин и творите вместе со своим малышом и результаты не заставят себя ждать.

Видеурок можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/E--8Yfh1lWs

 

Педагог дополнительного образования РЦССНО

 

Винокурова Ольга Германовна

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст