Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 

Поведение ребенка - это одна из самых частых проблем, с которой родители обращаются к психологу, как на Детский телефон доверия, так и на очную консультацию.

«Ребенок перестал слушаться, плохо учится, не делает уроки, не помогает с делами по дому, грубит» и т.д. Родителей часто злит или пугает такое поведение, ведь кажется, что раньше ребенок был таким послушным, а сейчас что происходит? Пропал родительский авторитет, или воспитательные меры недостаточно строгие?

 

В связи с этим, наиболее часто задаваемый психологу вопрос «Как же заставить ребенка слушаться?»

 

Конечно, психолог не сможет ответить на него, не будет перевоспитывать чужого ребенка или учить родителей манипулятивным методам.
Родителям важно понимать, что любое изменение поведения ребенка - это в первую очередь реакция на то, что происходит в семье, в школе, в целом, в его жизни и в отношениях с другими людьми. Это может быть связано с возрастным кризисом (кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис) или какими-то значимыми переменами в жизни ребенка (переезд, новая школа, смерть близких, развод родителей и т.д.).
Психолог будет обращать внимание на те факты, которые могли привести к проблемным реакциям, ведь важно понять причину и работать с ней, а изменение поведения это скорее следствие.

 

Но бывает и так, что поведение ребенка особо не менялось, он никогда не был послушным. Просто в раннем детстве это проявлялось не так ярко, или родители пока справлялись. Но ребенок взрослеет, становится выше и сильнее, приобретает свой опыт взаимодействия с окружающими, и привычные для родителей методы вдруг перестают работать. И когда уже совсем ничего не помогает, родители обычно обращаются к психологу.
Зачастую, в подобных случаях, пытаясь разобраться в том, что же такое происходит в семье, я спрашивала родителей: «А какие у вас в семье есть правила?» и сталкивалась с недоумением родителей: «Какие правила? Зачем они нам нужны?»

 

Или обратная ситуация. Оказывалось, ребенка окружают сплошные запреты, ограничения и правила. У него в школе по 7 уроков в день, потом кружки, и домой он попадает уже вечером. Садится делать домашнее задание, а есть еще и домашние обязанности. И учиться нужно только на «4» и «5». В такой ситуации вопрос родителя звучит примерно так: «Мой ребенок такой подавленный и грустный, всегда уставший, почему ему не нравится ходить в школу? Он без особого желания делает уроки».

 

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» описывает несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье дисциплину без конфликтов. Вот основные из них:

 

  1. Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка;
  2. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими;
  3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
  4. Правила должны быть согласованы между собой;
  5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. 

 

Однозначно, детям нужны правила, они делают их жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, социализируют их и помогают им в дальнейшей жизни. Однако, не все правила оправданы, их не должно быть совсем мало и очень много, важен и сам способ, и причины, по которым родители вводят правила в жизнь ребенка.

 

А также необходимо помнить, что, не наладив контакт с ребенком, не учитывая его эмоции, переживания, потребности (часто и свои тоже), родители не смогут наладить дисциплину в семье.

 

Если вы столкнулись с подобными трудностями в своей семье и хотите обсудить их с психологом, то вы можете обратиться на детский телефон доверия 8-800-2000-122.

 

Мы ждем ваших телефонных обращений ежедневно по будням с 9:00-21:00.

 

Ещё больше полезной и интересной информации вы можете найти на наших страницах в социальных сетях Вконтакте и Фейсбук.

 

 

Алексеева Евгения – педагог-психолог,

 

заведующая отделением экстренной психологической помощи по телефону.

 

 

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст