Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

     Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Дети не могут или с трудом устанавливают взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми. Возможность находиться в группе сверстников, участвовать в совместной деятельности, пусть и с организующей помощью взрослого, может дать особым детям необходимый опыт социального взаимодействия, стимулирует развитие коммуникативных навыков, способствует возникновению или повышению самостоятельности. Именно на это ориентированы родители ребенка с РАС, когда планируют его включение в группу детского сада.

     Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптация к дошкольному учреждению –  сложный этап в жизни любого ребенка и его семьи.  Это долгий и постепенный процесс, требующий согласованных действий близких и специалистов ДОУ.

     Часто ребенок с РАС, поступая в детский сад, испытывает трудности адаптации, связанные с:

  • разлукой с матерью;
  • сменой привычной обстановки;
  • вхождением в группу других детей;
  • осваиванием режимных моментов дошкольного учреждения;

Какие действия важно предпринять, чтобы помочь малышу?

  • Соблюдать режим сна и пробуждения. Начать процесс необходимо примерно  за месяц до начала посещения сада. Будить ребенка на полчаса раньше, чем он обычно встает. Желательно сразу после пробуждения предложить ребенку какой-то приятный ритуал – это будет служить положительным подкреплением.
  •  Ходить на прогулку с ребенком к его будущему садику, смотреть, как гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить день, какая будет воспитательница, когда его будут забирать домой.
  • В этот же период познакомить ребёнка с групповым помещением. Но делать это в тот момент, когда в группе никого нет (например, когда остальные дети на прогулке). Ребенку предоставится возможность освоиться с обстановкой в помещении.
  • Сфотографировать обстановку группы, игрушки и все то, что связано с детским садом и повесить фотографии дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок в домашней обстановке постепенно привыкал к новой среде.
  • Постепенно увеличивать пребывание в дошкольном учреждении в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от нахождения в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов.
  • Соблюдать регулярность посещения детского сада и режимные моменты. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка и давать малышу ощущение стабильности и комфорта.
  • Покидая детский сад, «не выдергивать» ребенка из игры или занятия, которым  он занят, а дать ему возможность довести начатое дело до конца.
  • Ни в коем случае не надо спешить! 

          Чтобы адаптация в детском саду прошла успешно, и ребенок с ранним детским аутизмом смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа родителей. Помните, что здесь важна не скорость, с которой ребенок привыкает, а успешность адаптации.

Помелова Ирина Валерьевна, логопед.

 

Ещё больше полезной и интересной информации можно найти на наших страницах в социальных сетях Вконтакте и Фейсбук.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст