Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия сайта

Публикации

Подготовка к экзаменам - длительный и сложный процесс, который был достойно пройден за школьные годы, в журналах удовлетворительные, хорошие или даже отличные оценки, но вдруг не слушаются руки, путаются мысли, подгибаются колени…

Помимо усвоения знаний и шквального объема информации, которые учителя настойчиво, а иногда мучительно «заталкивали» в школьника, ему важно было научиться справляться с волнением, страхом и тревогой.

 

Порой оказывается, что чем больше и дольше готовишься к решающему моменту, тем эти волнующие чувства интенсивнее нарастают. Вариантов страха может быть несколько: страх неудачи, неуверенности, страх не оправдать ожидания родителей, страх ошибок или, в глобальном смысле- страх за будущее! Например: не сдашь ЕГЭ - не поступишь в ВУЗ - пойдешь в «страшную» армию или будешь до конца жизни выполнять «нелюбимую» работe и т.д.

И, конечно же, желание родителя помочь своему ребенку в этой ситуации очень логично. И мы, естественно, задаемся вопросом: «А как я могу помочь ему справиться? Что могу сделать для него?»

В этот момент полезно вспомнить продиктованную разумом и проверенную жизнью фразу, услышанную однажды где-то в самолете: «В первую очередь наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка».

 

Все, что вы можете сейчас сделать – это успокоить, в первую очередь, себя, постараться расслабиться, взглянуть на предстоящие экзамены как на очередной проходящий этап в вашей жизни и жизни вашего ребенка. Подумайте о том, что и вам самим не столь давно приходилось заканчивать учебное заведение, устраиваться на работу, принимать перемены, которые зависят не только от вас. И каждый из этих этапов на вашем пути имел начало и обязательно имел определенный финал, пускай и не всегда оправдывающий ожидания. Он волновал и лишал сна, но со временем превратился просто в воспоминание и опыт.

 

Сейчас для вашего ребенка даже ожидание экзамена является очень важным, волнительным и стрессовым. Для него это новый опыт. И каким будет результат, ни вы, ни он пока знать не можете и, соответственно, контролировать его не имеет никакого смысла. Просто позвольте этому процессу быть.

Расслабьте тело, вдохните поглубже, затем выдохните. Совершите небольшой экскурс в прошлое. Вспомните как ваше чадо училось ходить. Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда уже подступал момент, что вот-вот мой ребенок пойдет, и вот, он наконец-то сделал первый шаг! Прочувствуйте снова, как вы радовались всему, что он сделал сам. Еще не раз он падал и снова вставал, смеялся над собой или плакал, если ушибся. Это важный опыт!

 

А теперь посмотрите на своего ребенка, уже такого взрослого, самостоятельного, умеющего ходить и бегать, принимать решения, строить отношения. Сколько всего он уже умеет, сколько уже преодолел в жизни… С одной стороны он еще неопытен, но с другой- какие мудрые вещи иногда говорит. Какая несерьезная и порой бесшабашная моя дочь, но какие у нее красивые мечты и, может быть, планы.

 

Все, что нужно для помощи вашему ребенку, у вас уже есть. Это ваше присутствие рядом, поддержка, добрый и любящий взгляд, готовность прийти на помощь, если он (она) попросит. И тогда, идя на экзамен, ваш школьник понесет в голове не только знания и формулы, но ощущение вашей поддержки и вашей любви.

 

А чтобы вам было проще справиться со страхами и волнением, предлагаю попробовать две несложных техники. Их вы можете применять совместно со своим ребенком, и в завершении обсуждать ощущения, либо пробовать проделать это отдельно друг от друга.

 

Расслабьтесь, сделайте несколько вдохов-выдохов, глаза лучше закрыть. Представьте самый страшный, самый нежеланный исход волнующей вас ситуации, самые неприятные последствия (например, не сдал экзамены-не получил аттестат или не сдал- не получил желаемую профессию).

Подумайте об этом, позвольте вашим чувствам и эмоциям выйти на первый план. Побудьте в этой ситуации так, как будто она уже произошла. Что вы предпримете, какие действия будете совершать, как переживать это, как принимать, что говорить и делать. Представьте что то, чего вы боялись больше всего, с вами уже произошло и нужно в свете уже наступивших событий, что-то делать и решать. Не торопитесь, продумайте несколько вариантов, ощутите все свои эмоции, проживите их.

В завершение техники подышите, вдох-выдох. Все самое страшное уже произошло. Поделитесь друг с другом своими эмоциями и впечатлениями, если совместно делаете ее. Если самостоятельно, можно записать на лист бумаги свои мысли.

 

Выберете чувство, которое особенно сильно вас сейчас волнует. Определите, что выходит на первый план: страх, тревога, неуверенность, паника.

Возьмите лист бумаги, карандаши/фломастеры и попробуйте нарисовать это чувство

Возьмем для примера страх.

Предложите ребенку (и, возможно, присоединитесь к нему сами) изобразить свой страх в каком-то образе, это может быть все, что угодно (что-то абстрактное, какой-то герой мультфильма/сказки, насекомое, животное). Подключите фантазию. Отслеживайте и проживайте свои чувства в тот момент, когда рисуете.

После того, как рисунок готов, посмотрите на него внимательно, рассмотрите его со всех сторон, ощутите те чувства, которые он вызывает.

А далее попробуйте превратить этот образ в безопасный (к примеру, нарисовать улыбку, «подпилить зубы», нарядить в костюм клоуна, сделать смешным).

Желаю вам удачи, все обязательно получится!

 

Если выпускнику все же не удается справиться с волнением, предложите ему обратиться к опытным психологам детского телефона доверия, работающего под единым общероссийским номером 8 800 2000 122.

Звонки на телефон доверия анонимные, бесплатные и конфиденциальные.

 

Телефон доверия работает круглосуточно.

 

Если Вы читаете этот материал, возможно, вашему ребенку сейчас потребовалась помощь врачей.

Первое и самое важное: Ваш ребенок жив!

Второе и тоже важное: чтобы поправиться, ребенку необходима поддержка, любовь и забота его самых близких людей, т.е. Вас.

Врачи сделают всё возможное, чтобы восстановить физическое здоровье ребенка. Чтобы поправиться полностью, необходимо восстановить психологическое здоровье и душевное спокойствие Вашего ребенка и Вас.

Пожалуйста, обязательно придерживайтесь правильного режима дня – ваши силы сейчас очень важны и для Вас, и для Вашего ребенка.

Пока ребенок находится под присмотром врачей, у Вас есть возможность успокоиться, собраться с мыслями и продумать следующие шаги.

Попытка самоубийства - это сигнал SOS

Попытка самоубийства - это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если Вам эта проблема кажется надуманной, а действия ребенка – шантажными, суицидальная попыткаговорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребенок «плохой», это значит, что ему сейчас плохо, и ему необходимо помочь.

Почему необходимо обратиться за помощью к психиатру, психологу

Попытка прекратить жизнь – это крайняя степень отчаяния, одиночества, невыносимость ситуации, «страдания, которые больше невозможно выносить».

Если уделить внимание только физическим последствиям попытки суицида: раны, травмы и т.д., то психологические причины так и останутся без внимания. Возможно, кризис не разрешился, а суицидальная попытка может повториться, а значит, угроза жизни ребенка сохраняется.

Психологическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:

  1. семейные взаимоотношения;
  2. сложности в школе: учеба, отношения со сверстниками, учителями;
  3. потеря близких людей, разрыв отношений;
  4. ощущение безнадежности, никчемности;
  5. болезнь и хроническая боль;
  6. физическое или сексуальное насилие (часто скрывается);
  7. вопросы сексуальной ориентации.

Психиатрическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:

  1. злоупотребление алкогольными напитками и/или психоактивными веществами, в том числе подозрение на их прием;
  2. психические расстройства (эмоциональная неустойчивость с частыми
  3. беспричинными сменами настроения, раздражительность, снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти, забывчивость, общее снижение энергетического потенциала, нарушения сна); тяжелые последствия психотравмирующих событий (изменение характера и привычек ребенка после перенесенной травы, эмоциональная отчужденность от близких, нежелание обсуждать и говорить о произошедшем, чувство вины из-за случившегося горя).
  4. Психическое расстройство необходимо своевременно диагностировать и лечить, а сочетание медикаментозного лечения и психотерапии может приводить к максимально положительным и устойчивым результатам.

Как общаться, чтобы слышать друг друга

Для ребенка в кризисной ситуации нет ничего хуже чувства, что его никто не понимает и он никому не нужен. Ему необходимо дать понять, что он не одинок. Беседуйте с ним и проявляйте заботу о нем.

Всеми своими действиями показывайте, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой им боли.

Дежурные фразы о том, что «все не так уж плохо» и «все наладится» не помогают: слыша их, ребенок чувствует, что вы не понимаете и не хотите выслушать его.

Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».

Нет необходимости говорить много, иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует Ваш ребенок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее.

Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.

Выслушайте ребенка. Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что

думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте. 

Важно при общении с подростком относиться к нему серьёзно и уважительно, вне зависимости от того, кака ведёт и что говорит подросток.

Верить, когда подростки говорят о самоубйстве, даже если это выражается  в демонтративно – шантажном поведении

Позволять подростку выражать свои чувства (плач, гнев, отвращение).

Внимательно и постоянно отслеживать свои переживания (страх, растерянность, раздражительность). Не давать волю своим чувствам, быть естественным. Не заниматься морализаторством.

Не откладывать вопросы, связанные с прояснениями мыслей о самоубийстве, на конец беседы, но не задавать до установления доверительных отношений.

Наиболее опасные симптомы:

  1. Если в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать.
  2. Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он «не живет, а существует», мечется и может найти успокоение.
  3. Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти.
  4. Если Ваш ребенок, говорящий ранее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным, это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве.

Если Ваш ребенок не идет на контакт, попросите его ответить на следующие вопросы:

  1. Тебе сейчас плохо?
  2. Нужна ли помощь другого человека?
  3. Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?
  4. Я могу вызвать врача?
  5. Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?
  6. За это время ты не станешь причинять себе вред?

Если эти вопросы не помогают разговорить Вашего ребенка, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи

Обращение за помощью к психиатру, психологу – это не слабость и стыд. Это наш с Вами выбор, выбор неравнодушного и ответственного человека.

Родителям рекомендуется обращение  за консультативной помощью в случае  совершенных суицидальных попыток несовершеннолетними, а также при  наличия у них других проявлений суицидального (мысли, замыслы, намерения, преднамеренные самоповреждения) и опасного (экстремальные поступки с риском для жизни и здоровья) поведения.

Можно обратиться к участковым врачам психиатрам по месту жительства:

- ГБУЗ НО «Клиническая психиатрическая больница № 1 г. Н.Новгорода»: Н.Новгород,  ул.Ульянова, дом 41. Диспансерное отделение: тел. 8 (831) 436-01-08

- ГБУЗ НО «Психиатрическая больница № 2»: ул.Июльских  дней, дом 28.

Регистратура диспансерного отделения №1: 8 (831) 282-33-22 (доб.311)

Регистратура диспансерного отделения №2: 8 (831) 282-33-22 (доб.601)

Регистратура диспансерного отделения №3: 8 (831) 282-33-22 (доб.701)

Регистратура диспансерного отделения №4: 8 (831) 282-33-22 (доб.801)

- ГБУЗ НО «НОПНБ №1 им.П.П Кащенко, ул.Кащенко , дом 12 а

Диспансерное отделение: 8(831) 466-71-33

- ГБУЗ НО «Консультативно – диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков» - получить консультацию детского врача – психиатра( врача – психотерапевта), психолога .

г. Нижний Новгород , 603006 ул.Семашко, дом 37.

Регистратура:8 (831) 233-10-55, факс: (831) 233-10-54; http://www.guzno.ucoz.com; е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В Центре дети и подростки не берутся под консультативное или диспансерное наблюдение. Подросток, которому исполнилось 15 лет имеет право обратиться за оказанием консультативной помощи самостоятельно, без сопровождения родителей или законных представителей. Те , кто не достиг возраста 15 лет, обращаются за консультативной помощью только в сопровождения родителей или законных представителей. (Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями на 3 июля 2016 года)).

Статья 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью (2) Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя.

- Телефон психологической помощи ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»:   8 (831) 215-04-66   

Время для звонков:  с 9:00 до 18:00

- Телефон экстренной психологической помощи МБУДО«Центр психолого-педагогической, медицинской   и      социальной помощи» г. Дзержинск:   005, 8 (831) 326-74-48, 8 (831) 326-74-64 

Время для звонков: круглосуточно

 

- Социально-реабилитационный центр для    несовершеннолетних «Солнышко» (Ленинский район): 8 (831) 244-17-49, 8 (831) 244-16-35, 8(831) 250-05-54

Время для звонков: круглосуточно.                                                                                                 

- Номер Всероссийского Детского телефона доверия: 8-800-2000-122  оказывается психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей, психопрофилактическая помощь. Обращение в службу Телефона Доверия доступное, бесплатное, анонимное, конфиденциальное.

- Телефон доверия городской службы экстренной психологической помощи 419-50-00. Основной задачей является оказание экстренной психологической помощи людям, находящимся в психологическом кризисе. Основная задача службы - психологическая, профессиональная помощь людям, имеющим суицидальные переживания. Основным условием и залогом эффективной помощи является её анонимный характер. Анонимность и конфиденциальность помощи сохраняет эмоциональную безопасность обратившегося, позволяет человеку чувствовать себя максимально открытым. Телефон доверия работает круглосуточно, без выходных дней и перерыва на обед

- Бесплатный анонимный телефон доверия ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.

Горячая линия помощи. Круглосуточно 8 (495) 637-70-70.

Горячая линия по вопросам домашнего насилия: 8 (495) 637-22-20.

- «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно): 8 (495) 624-60-01. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.

- Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням): 8-800-250-00-15.

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.

- Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).

- Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.

- МЧС России. Единый номер спасения: 112.

- Центр экстренной психологической помощи МЧС России г. Москва Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, при сопровождении массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания.

http://www.psi.mchs.gov.ru

Горячая линия +7 (495) 989-50-50.

Факторы и ситуации суицидального риска:

  1. Психическое неблагополучие: предшествующие попытки самоубийства; мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства; депрессивное состояние (сниженное настроение, тревожность); поведенческие и социальные проблемы; побеги из дома; злоупотребление психоактивными веществами; проблемы с соблюдением дисциплины;случаи правонарушений.
  2. Семейные факторы риска: конфликты в семье и распад семьи; случаи насилия или жестокого обращения в семье; алкогольная или наркотической зависимость членов семьи; социально-уязвимые группы населения (многодетные, малоимущие, неполных семьи, семьи с детьми-инвалидами либо с родителями-инвалидами и т.п.; семьи, состоящие на внутришкольном учёте.
  3. События жизни: крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы; случаи жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;

Маркёры суицидального поведения

  1. Устное сообщение: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой»,  «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь». «Я так больше не могу», частые разговоры о суицидах, сбор информации о способах суицида.
  2. Невербальное информирование: активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (приобретение лекарств, хранение отравляющих веществ).
  3. Внезапное, без видимой причины, завершение планов, символическое прощание с ближайшим окружением; примирение с давними врагами; помещение своей фотографии в чёрную рамку.
  4. Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния; чувство одиночества («меня никто не понимает», «я никому не нужен»), внезапная смена эмоций,потеря перспективы будущего.
  5. Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе, более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное; стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.-Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

Рекомендации педагогам: 

  1. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.Попробуйте найти совместно выход из ситуации . Напомните ребёнку о значимых для него людях.
  2. Подчеркните временный характер проблемы, используйте взгляд из будущего. (Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да»). Используйте прием взвешивания (что сегодня плохо, что сегодня хорошо).
  3. Попробуйте довести до абсурда (показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание). Используйте свой имеющийся опыт в решении проблем, рациональное внушение уверенности.

Рекомендации педагогам, психологам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

  1. Сохранять спокойствие и предлагать поддержку,не осуждать, не конфронтировать.Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
  2. Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самубийство как «нормальный вариант».Поощрять полную откровенность,больше слушать, чем говорить.
  3. Получать сведения от родителей, других преподавателей, друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях. Доверительно побеседовать с родителями, дать понять им, что ребёнку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание. Донести до родителей необходимость консультации детского и подросткового врача – психиатра, психотерапевта.

В последнее время жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше поводов для волнений и тревог.

 

Тревожные ситуации порождают различные опасные случаи и конфликты.

 

Частые конфликты и внутреннее напряжение вызывают сложные психические и физические изменения в организме, эмоциональное напряжение все это приводит к состоянию стресса. Стресс – это обычное и частое явление, которое является неотъемлемой частью человеческого существования с которым далеко не все могут совладать.

 

Стресс оказывает одинаковое воздействие и на детей и на взрослых.

 

Взрослые в силу опыта реагируют на многие ситуации более адекватно и спокойно. Современных подростков стресс окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе. В школе подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками, особенно их волнуют экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. А это приводит к:

 

· снижению иммунитета и учащению простудных заболеваний;

· начинаются проблемы со сном;

· ухудшается память, страдает внимание, повышается рассеянность;

· возникают проблемы с пищеварение и даже болезни желудочно-кишечного тракта;

· могут начаться проблемы с аппетитом (от нежелания есть до чрезмерного потребления пищи);

· могут начаться нервные расстройства, депрессия;

· и другое.

 

Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости подростков посредствам социально-педагогического тренинга как необходимого компонента здоровья подростков

 

Если подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало.

 

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

 

Понятие «стресс» уже прочно вошло в повседневную жизнь людей.

 

Стресс это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. Также в литературе отмечается, что стресс необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Стресс это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, спортивное соревнование или важное деловое интервью.

 

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.)

 

В настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:

 

· сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

· сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

· сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

· неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

· неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

 

В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т. Кокс).

 

Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии возможностей человека величине действующей на него нагрузки.

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

 

По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

 

Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. В подростковом возрасте происходят серьезные изменения личности.

 

Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность.

 

Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки.

Все это обуславливает низкую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – это важное качество для каждого человека. В подростковом возрасте оно поможет перенести этот непростой период и физического и психологического созревания. Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу старшеклассник не будет скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по любому поводу.

Благодаря способности спокойно преодолевать стресс старшеклассник сможет по-прежнему радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности и идти к своей цели .

Социально-педагогический тренинг – активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

 

Как формировать стрессоустойчивость у детей и подростков (советы родителям)

  

- Доверительное общение

Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.

- Говорите о чувствах

Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».

- Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка

Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.

Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания.

Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».

- Делайте вместе «бесполезные» дела

Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет. 

Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее. А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.

Проблема профессионального выгорания специалистов помогающих профессий исследуется вот уже несколько десятков лет. Везде, где на «маленького человека» (термин В. Райха) и на человека творческого, в той или иной степени, труда воздействуют «неодолимые» для него жизненные трудности (профессионального, материального, семейного, социального, мировоззренческого и др. характера), развиваются явления того состояния, которое В. Франкл называл логоневрозом, неврозом смыслоутраты.

У каждого из нас бывают периоды, когда смысл и польза той работы, которую мы делаем ежедневно, утрачивается. Появляются вопросы «А кому нужна моя работа?», «Объективно ли она оценивается и признается?», «Есть ли от нее глобальный результат?» - каждый из этих вопросов в определенный период времени находит разные ответы. И в тот период, когда мы перестаем чувствовать важность, нужность и результат, приходит «выгорание». Кто-то в такой ситуации сразу уходит из профессии, предпочитая находить глобальные цели  или совершать механические действия, приносящие видимый результат, в других сферах.

Чтобы предупредить выгорание сотрудников, в Центре социального развития НО организованы программы для специалистов, работающих непосредственно с каждым сотрудником организации, от юриста до дефектолога. Это серия тренингов на видение внутренних ценностей, паттернов поведения, на командообразование.

Они создают для сотрудников среду, где можно побыть с собой.  Также у каждого сотрудника есть возможность прийти к психологу и получить экстренную психологическую помощь, как по рабочим, так и по личным вопросам. Благодаря такой методике в организации появился «островок спокойствия и принятия», где можно получить поддержку. 

Подобные программы в любой организации могут помочь уменьшить текучесть персонала, повысить вовлеченность, соединить цели компании с личными целями сотрудника, а также повысить эффективность работы.

 

Статью подготовила специалист по социальной работе отделения развития социальных технологий Корчагина Алена

Такое заболевание, как депрессия, к сожалению, является неотъемлемой частью современного мира. В условиях пандемии ее проявления лишь участились: люди опасаются болезни, испытывают стресс из-за введенных ограничений, вынуждены подстраиваться под постоянно меняющиеся условия жизни. 

 

 

Тяжелые переживания свойственны не только взрослым. С годами все острее становится проблема подростковой депрессии.

Подростки сталкиваются с множеством давящих факторов, начиная с активных изменений в организме во время полового созревания и заканчивая вопросами о том, кто они и где их место. Естественный переход от стадии самоопределения «Я – ребенок» к «Я – взрослый» часто сопровождается конфликтами с родителями. Подростки начинают отстаивать свою независимость и часто в этом терпят неудачи.

Сложно ли различить нормальную подростковую капризность и серьезный диагноз - депрессию?

Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Часто депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье. В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подростки, как правило, вынуждены полагаться на родителей, учителей или других людей, осуществляющих опеку, чтобы те признали серьезность страданий и обратились за необходимым лечением.

Так как же вовремя распознать депрессию у подростка? Стоит обратить внимание на следующие признаки:

- длительное подавленное настроение, уныние, тоска,

- повышенная утомляемость в результате незначительных нагрузок,

- снижение способности концентрироваться,

- заниженная самооценка,

- чувство вины и склонность к самоуничижению,

- мрачное и пессимистическое видение будущего,

- двигательная заторможенность или возбуждение,

- нарушения сна, изменение аппетита и веса.

 

При наличии двух ключевых симптомов из трех, важно уделить поведению ребенка особое внимание и вовремя диагностировать легкий депрессивный эпизод. 

Эпизодом средней тяжести считается расстройство с двумя основными симптомами и четырьмя дополнительными. 

При тяжелом течении присутствуют три основных признака и не менее пяти дополнительных.

 

После выявления проблемы, необходимо скорректировать стиль общения с подростком.

1. Предложите ему свою помощь и поддержку. Пусть подросток знает, что он не один.

2. Будьте мягким, но настойчивым, подросток может закрыться от общения, не задавайте много вопросов, но и не оставляйте его наедине со своими мыслями.

3. Не критикуйте и не читайте морали. Важно чтобы подросток стремился к общению с вами, начал доверять.

4. Просто примите боль и печаль, которые, он чувствует. Если вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез.

5. Если подросток категорически отказывается общаться с вами, предложите ему воспользоваться Детским Телефоном Доверия. Анонимность и отсутствие визуального контакта поможет подростку раскрепоститься и рассказать, что он чувствует.

Если в разговоре подростка начинают часто упоминаться мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти, появляется небрежное отношение к себе, своему здоровью, если круг его общения сильно сужается или полностью прекращается, когда он не хочет ничем заниматься, появляется пассивность и апатия, лучше скорее обратиться к психологу! Грамотный специалист поймет, нужна ли уже помощь психиатра или пока можно обойтись психологическими методиками. Порой это может спасти человеку не только здоровье, но и жизнь.

 

Дети, подростки и их родители могут получить бесплатную психологическую консультацию по единому общероссийскому детскому телефону доверия. 

 

Номер телефона доверия: 8-800-2000-122

Время работы: с 9:00 до 21:00 по будням.

Звонок бесплатный, анонимный и конфиденциальный.

 

 

Материал к публикации подготовила психолог отделения экстренной психологической помощи по телефону Болдухова Е.А.

 

 

Источники материала:

1. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

2. Бабич Евгений. Депрессия в современном мире.

3. Бабиянц К.А., Шульжицкая М.И. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте «Науки о здоровье».

 

Источник картинки: Pixabay.com

 

Подростковый возраст действительно является критическим. Меняется тело, раскрывается необъятная гамма чувств и эмоций, совершенно меняется восприятие окружающего мира и самого себя. Он уже не ребенок, но ему по-прежнему хочется знать, что его ценят и любят. Еще более важным для подростка становится то, как его принимают окружающие: проявляют ли к нему уважение, слушают ли его, считаются ли с его мнением.

 

Если значимые для подростка взрослые будут подвергать его постоянной критике, негативным оценкам и суждению, он начнет воспринимать себя как «плохого», «недостойного», «неправильного», а его последующие попытки самоутверждения могут опасными и социально неприемлемыми. 

 

Возможна и другая крайность, когда подросток примет свою «ущербность», «несамостоятельность» и станет требовать от взрослых благ, сочувствия и готовых решений, а заботу о нем будет принимать как должное.

 

Представьте себе ситуацию. После долгого трудового понедельника, пробок на дороге по пути домой и в одночасье свалившихся на вас бытовых обязанностях, вы ожидаете к себе сочувствия и понимания со стороны домашних, а вас встречают с мрачным взглядом и упреком в лоб: «Почему так долго, нам намного тяжелее, чем тебе … и где успехи?». В их понимании это и есть проявление заботы о Вас, но Вы же отвечаете на запрос с позиции прожитого дня и уже выстраданной по пути домой самооценки. Вы себя уже поругали, оправдали и простили, потому что возможно завтра и послезавтра придется пережить это заново. У подростка же еще нет вашего опыта и умения справляться с рутиной, управлять уровнем самооценки. Нет алгоритма саморегуляции.

 

Что важно, для формирования позитивного самоотношения подростка:

- Вовремя (в 9-11, а не в 13-17 лет) информировать подростка о возрастных особенностях психологического и физиологического развития.

- Ориентировать на развитие нравственных ценностей, в том числе уважения к себе и окружающим. Например, обсудите совместно просмотренный фильм с позиции нравственного выбора героя, приведите пример из жизни, где раскрывается та же позиция.

- Ставить подростку посильные задачи, успех выполнения которых, будет способствовать развитию уверенности в себе, саморегуляции, повышению уровня самоактуализации личности. 

- Обсуждать с подростком современные культурные или спортивные новости, популярные увлечения или моду. Помогите исследовать, что ему ближе, и в чем он может проявить себя.

- Создать психологически благоприятный климат в коллективе, где находится подросток, будь то школа или семья. Примите активное участие в жизни класса. Разумеется, это не значит, что нужно страстно выяснять отношения в родительском чате или с педагогами на собрании, но обязательно примите участие в деятельной помощи. Подросткам приятно будет услышать благодарность в адрес своих родителей, свою причастность к полезному делу! И сами не скупитесь на слова одобрения и похвалу в адрес подростка, отметьте своим вниманием даже самые малые его достижения.

- Обучать навыкам ведения диалога, построению эффективных коммуникаций, доверительных отношений. Для многих взрослых это остается недостижимой высотой, что сказывается на результатах работы, взаимоотношениях в коллективе, мешает поиску новой работы. Найдите подходящий обучающий курс для себя, пройдите его и поймёте, что из освоенных техник поможет вашему подростку. Но не стремитесь принимать решения за него. Можно сколько угодно говорить, как «правильно» дышать, но надо позволить ему делать это самостоятельно, ведь вы не сможете делать это за него всю жизнь.

 

Просто постарайтесь быть внимательными к подростку и его чувствам. Считайтесь с его мнением, уважайте его точку зрения. Без этого невозможно формирование здорового самоотношения подростка. 

Доверительные отношения  будут способствовать гармоничному развитию личности подростка, раскрытию своей индивидуальности, улучшению здоровой самооценки, избавлению от тревоги и страха и других деструктивных переживаний. Только положительное самоотношение будет способствовать развитию эмоционально благополучной, здоровой и устойчивой личности. 

 

Если же в вашей семье все складывалось «как-то не так», и кажется сложным начать менять взаимоотношения с подростком, обратитесь за помощью к психологу.

 

Дети, подростки и их родители могут получить бесплатную психологическую консультацию по единому общероссийскому детскому телефону доверия. 

 

Номер телефона доверия: 8-800-2000-122

Время работы: с 9:00 до 21:00 по будням.

Звонок бесплатный, анонимный и конфиденциальный.

 

Статью к публикации подготовила психолог Блощицына Ю.В.

 

Источник картинки: Pixabay.com

Лишение родительских прав – это лишение родителей права воспитывать своего ребенка, являться его законным представителем. Лишение родительских прав подразумевает под собой запрет на совместное проживание ребенка и лишенного прав родителя. Лишенные родительских прав граждане, с юридической точки зрения, теряют все права, основанные на факте родства с детьми.

В моей юридической практике были следующие причины для лишения родительских прав:

1) Одна молодая женщина хотела лишить бывшего супруга родительских прав в отношении их дочери, с целью дальнейшего ее удочерения новым мужем.

2) Другая женщина хотела защитить своих детей от будущих притязаний их папы на алименты, ведь по закону нетрудоспособные родители вправе требовать со своих совершеннолетних детей алименты на их содержание. У родителей, которых лишили родительских прав, такое право отсутствует.

3) Еще одна женщина подавала иск о лишении отца своих детей родительских прав, имея желание выехать всей семьей на постоянное место жительство за границу, не зависимо от мнения и желания бывшего супруга-отца детей и др.

Инициировать процедуру лишения родительских прав могут специалисты отдела опеки и попечительства или сотрудники прокуратуры, если есть соответствующие материалы, доказывающие виновное поведение родителей. О том, что с ребенком плохо обращаются, уполномоченные органы могут узнать от соседей, по информации из школы, детского сада, поликлиники, а также от сотрудников полиции и специалистов социальной защиты.

После получения подобной информации, специалист отдела опеки и попечительства должен выйти в семью и убедиться в том, что родители не надлежащим образом исполняют свои обязанности, т.е. доме нет продуктов питания, одежды для ребенка, не оборудовано место для сна и отдыха, дети без причины допускают пропуски занятий в образовательном заведении, родители не интересуются жизнью и здоровьем своих детей, применяют к ним физическую силу. Если в результате обследования материально-бытовых условий жизни семьи информация о ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей подтвердится и никакие другие меры воздействия на родителей (профилактические беседы, привлечение к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, учет в полиции) не помогают, то будет собран и направлен в суд материал на лишение родительских прав.

Существует ряд оснований, по которым лишают родительских прав. Эти основания прописаны в ст. 69 Семейного Кодекса РФ:

· уклонение от выполнения родительских обязанностей;

· отказ забрать ребенка из родильного дома или другого учреждения без уважительной причины;

· злоупотребление родительскими правами, в частности, если родители склоняют детей к употреблению алкоголя и наркотиков, к бродяжничеству и попрошайничеству, к воровству и проституции;

· жестокое обращение с ребенком (физическое, психологическое, сексуальное насилие и пренебрежение жизненными потребностями);

· хронический алкоголизм или наркозависимость у родителя;

· преступление против жизни и здоровья ребенка или близкого родственника.

Вопрос о лишении родительских прав обоих родителей в судебном процессе рассматривается отдельно в отношении отца и матери и может лишить родительских прав обоих. Если одного родителя уже лишили прав, для второго это не станет защитой от аналогичного судебного решения.

В случае, когда суд лишил прав обоих родителей, органы опеки должны решить, где именно будет проживать ребенок. Его могут передать другим родственникам, при их согласии, или направить в детский дом.

Родитель, лишенный прав в судебном порядке, не может требовать алименты с выросшего ребенка. Также он не может принимать участие в жилищных госпрограммах, связанных с родительством, и не может получать налоговый вычет на детей (ст. 71 СК РФ).

Если раньше ребенок жил в квартире родителей, то после лишения родительских прав он по-прежнему имеет право на это жилое помещение, но родители не должны проживать совместно с ним.

Лишение родительских прав не означает освобождения законных представителей от всех родительских обязанностей. Пока ребенка не усыновят или не удочерят, лишенные прав родители должны выплачивать алименты.

Потребовать в суде, чтобы мать или отца лишили родительских прав, могут:

· второй родитель;

· опекун или попечитель;

· прокурор.

· органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, детский дом, другая организация, охраняющая права несовершеннолетних детей (ст. 70 СК РФ).

Родительских прав лишает только суд, поэтому обращаться нужно в суд по месту жительства того родителя, которого хотят лишить прав. Для сбора материала на лишение родительских прав можно обратиться с заявлением в отдел полиции.

Органы опеки и попечительства и прокурор обязательно принимают участие в судебном процессе по вопросу лишения родительских прав: они дают свое заключение относительно исковых требований (ст. 70 СК РФ), следят, чтобы не были нарушены права детей и подростков. В интересах детей, чтобы суд принял решение о лишении родителей прав, если сохранение текущей ситуации опасно для жизни, здоровья и развития детей. После вынесения судом судебного решения, у вас будет возможность обжаловать его, в случае если оно вас не устроит, в сроки, установленные законом, т.е. в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы. Тогда дело будет рассмотрено повторно, иным составом судей. В жалобе нужно указать причины для отмены решения.

Когда решение о лишении родительских прав вступает в законную силу, суд в течение трех дней направляет выписку из решения всем сторонам судебного процесса.

Через полгода после того, как суд лишил мать или отца родительских прав, ребенка может усыновить или удочерить другой человек. Пока этого не произошло, родитель вправе обратиться в суд за восстановлением родительских прав. Это возможно, только если он изменил образ жизни, поведение и отношение к воспитанию и содержанию детей. Одновременно родитель может просить о возврате ему ребенка (ст. 72 СК РФ). При вынесении вердикта суд учитывает мнение ребенка, представителей органов опеки и прокурора. Суд не восстановит родительские права, если ребенок старше 10 лет высказывается против этого либо если ребенка уже удочерили или усыновили. Если суд восстановил права, в течение трех дней после вступления решения в законную силу он направит выписку из решения всем участникам судебного процесса.

 

  

Статью подготовила специалист по работе с семьей «Центра социального развития Нижегородской области» Швецова Елена Марковна.

 

 

Источник материала: «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

Источник картинки: Pixabay.com

Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2018 года № 799 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за III квартал 2018 года» утверждены новые величины прожиточного минимума для различных категорий граждан.

В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации напоминает о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки.

 
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст