Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное учреждение

«Центр социального развития Нижегородской области»

603122, г. Н.Новгород, ул. Богородского, д. 3/2, тел. (831) 234-03-70

Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы уже давно не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или ту, где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают вредными привычками, кроме одной - им нет дела до собственных детей.

Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья - ребенок», так как именно в большинстве случаев данное определение возникает в отношении конкретного ребенка, на кого это неблагополучие воздействует.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно. И все- таки, под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается морально-психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить иные определения данного понятия. В основном такие, как «деструктивная семья», «семья группы риска» и др.

Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье. Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью. Во-вторых, причины психологического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. В-третьих, причины биологического характера (физически или психически больные родители, отягощенная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Кроме этого, причинами неблагополучия семьи могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка; трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).

Проблемы, с которыми сталкиваются  семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом, один вид проблем встречается очень редко, так как все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, социальная неустойчивость родителей приводит к психологическому напряжению в семье. В свою очередь это порождает семейные конфликты, обострение, как в супружеских, так и в детско-родительских отношениях. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств также отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а что ещё хуже - толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, которая сталкивается с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов.

Пример из практики: по каналу телефонной связи в ГБУ «ЦСРНО» обратилась гр. Б., которая пояснила, что двое ее сыновей, младшего школьного возраста, воспитывались в полной, счастливой и хорошо обеспеченной семье. Мама занималась бытом и воспитанием детей, которые кроме школьной программы, увлеченно занимались спортом и посещали художественную школу. Папа содержал семью материально, пользовался у мальчиков авторитетом. Слово отца в семье не требовало обсуждения, было непререкаемым. Два года назад у главы семьи выявили онкологическое заболевание, и не смотря на медицинское вмешательство и продолжительное лечение, он скончался. С этого момента мама трудоустроилась, доход семьи стал крайне умеренным. В элитной гимназии у мальчиков начались конфликты, в первую очередь из-за ухудшения материального положения семьи (нет крутых гаджетов, модных  кроссовок и т.д.). Дома началась полоса конфликтов и  недопонимания с мамой, появилась грубость и шантаж со стороны детей, резко снизилась успеваемость, участились драки и конфликты с одноклассниками. Мама пыталась решить проблему в семье самостоятельно, положительный результат носил кратковременный характер. С семьей работал психолог центра. Кроме этого, она получила юридическую консультацию с профессиональным разбором каждой ситуации индивидуально. Даны рекомендации, оговорены правила, которые мама «узаконила» в семье. Появилась ответственность у детей за выполнение домашних дел. Мама обозначила границы слов «да» и «нет». Заявила о себе, как о главе семьи. Дети начали вести себя спокойнее, рассудительнее. Обстановка в семье нормализовалась, кризис миновал.

Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Пример из практики: в полной, хорошо организованной, семье гр.Ю. воспитывались двое детей-близнецов. Родители занимали руководящие должности, дети росли в обеспеченной обстановке. После трагической смерти главы семьи, мать полностью погрузилась в свое горе, совершенно забыв о том, что рядом ее дети, которые очень нуждаются в материнской заботе и любви. Злоупотребление алкоголем привело к увольнению с работы. Женщина, употребляя алкоголь, плакала или спала. Дети стали для нее в тягость, они мешали ей жалеть себя. Она перестала убирать квартиру, готовить, интересоваться детьми в целом. Мальчики, достигшие возраста 11 лет, были предоставлены сами себе. Образовательное заведение, в котором обучались близнецы, не сразу заметило перемены в их поведении. Первыми забили тревогу соседи, которые обратились в комиссию по делам несовершеннолетних.  Детей изъяли из семьи и поместили в социально-реабилитационный центр. Соседи женщины оказались неравнодушными людьми. Навели порядок в квартире гр.Ю., помогли купить продукты питания. Активисты сделали все, чтобы ее закодировать и восстановить на работе. Детей вернули в семью, но через некоторое время история повторилась и опять выручили соседи - совершенно посторонние люди. Во время третьего срыва гр. Ю. дети были изъяты из семьи и помещены в детское учреждение. Гр. Ю. лишена родительских прав.

Специалисты постоянно сталкиваются с такой ситуацией, когда семьи с кризисами, имеющими хронический характер настроены не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются помочь. Члены таких семей как бы говорят:

 - «Вы нас не понимаете. Никто не может помочь нам. В конце концов, вы тоже будете обвинять, ненавидеть и отвергать нас».

При таком устойчивом сопротивлении всем службам и помогающим организациям, пытающимся оказать помощь, проще всего считать такие семьи «неподдающимися» и только наблюдать, как их детей перемещают из одного учреждения или центра в другой, из одной семьи в другую, а также полагаться на служителей закона (полицию, суд, прокуратуру), которые способны принять меры, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Состояние кризиса является для них нормой. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты разных центров, социальной защиты и т.д. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют своё асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними.

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьёй, может показаться, что семья погрязла в трясине страданий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений.

Подводя итог, мы можем дать следующее определение понятию «семейное неблагополучие».

Семейное неблагополучие - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Понимание, доверие, вера в своего ребенка – истинные помощники в решении возникших проблем. Разговор «по душам» - залог дальнейшей искренности в отношениях. Не вините ребенка в своих собственных ошибках. Будьте другом, старшим наставником, учителем для ребенка. Любите ребенка МУДРО. Охраняйте свою семью от внешних и внутренних отрицательных воздействий. Будьте старательными и исполнительными в сражении с «семейным неблагополучием». Желаем Вам «семейного БЛАГОПОЛУЧИЯ»!