Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

По данным МВД России, только за первый квартал 2020 года в розыске было 1176 детей, из которых 39 до сих пор не найдено, а 15 найдено погибшими. С несчастными случаями и преступными действиями в отношении детей связана лишь десятая часть исчезновений. Кажется, что это немного, но, если вдуматься – за каждой ситуацией жизнь конкретного ребенка. Зачастую, к сожалению, дети сами уходят с неизвестными, несмотря на то, что каждый родитель, и не по одному разу, разговаривал со своим ребенком о том, что не стоит общаться с незнакомыми. Так почему же дети продолжают пропадать?

Неуспех родителей заключается в основном, что вы ждете, что фраза «никогда или никуда не уходи с незнакомцами», «не разговаривай с неизвестными» сработает. На самом деле фраза никакого обучающего эффекта не несет, даже вводит ребенка в заблуждение, ведь для ребенка незнакомый человек перестает быть незнакомым, после того как они обменялись именами. И тогда ребенок, познакомившись с любым человеком, который остается посторонним, готов с ним куда-то уйти, так как человек, который знает его имя (может, угадал, случайно услышал, увидел в соцсетях), автоматически условно знаком, потому что незнакомец не может знать мое имя и, если он знает мое имя, значит, он так или иначе мне знаком, - рассуждает ребенок.

С малых лет малышу нужно объяснить принцип «свой-чужой». Есть родной, близкий круг общения, куда входят мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, другие родственники, друзья родителей. Это «свои», семья, люди, которые первыми придут на помощь, им можно довериться. Конечно, пообщаться с соседом и погладить его кошечку – это можно, однако если вдруг тот же сосед предложит пойти в магазин и купить мороженное или шоколадку, то здесь у ребенка должна включаться идентификация «свой-чужой». Этот человек ребенку знаком, ему не запрещается с ним общаться, но он не семья, нельзя взять и с ним куда-то уйти. Нужно предупредить родных, взять разрешение у мамы или папы, чтобы родители знали, что сейчас он пойдет в магазин с соседом дядей Петей за шоколадкой, мороженым или чем-то еще.

Также никогда не пугайте детей страшными Бабайками, что сейчас кто-то придет и их украдет, ведь у ребенка возникает восприятие, что плохой человек, преступник – это кто-то страшный, в черном плаще, перчатках и шляпой, натянутой на нос. Однако, как правило, такие люди – хорошие психологи, они светлые, добрые, улыбчивые. Меньше всего ребенок ждет, что его обманет добрая девушка или бабушка.

Было бы очень замечательно, если бы вы, вместе с ребенком, придумали какое-нибудь кодовое слово, а лучше словосочетание, знающее только узкий круг: мама, папа, бабушка, дедушка, взрослые братья и сестры. Оно должно быть смешное, забавное, легко запоминающееся, которое не встречается в обычной жизни, например, усатый слон. И если посторонний человек подойдет к ребенку со словами: «Твоя мама попросила, чтобы я тебя к ней отвез. Пойдем, вон там моя машина». Ребенок обязательно спросит: «А какое кодовое слово?».

Так же немаловажно объяснить ребенку, что в случае опасности, главное - кричать. Не плакать, а именно кричать, бежать к людям! Ведь, согласитесь, плачущий ребенок рядом со взрослым чаще воспринимается как раскапризничавшийся, на молча упирающегося ребенка прохожие также не обратят никакого внимания.

Если сомневаетесь в своем успехе, не уверены, что можете привить малышу правила безопасности, не стесняйтесь обратиться к психологу в наш центр – это не стыдно. Ведь все дети разные и что подходит одному, не подходит другому. Специалист определит психотип ребенка и те вещи, которые окажут на него положительное воздействие, а также установит, какие методики к нему применять нельзя.

ФотоФото
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст